По поводу

Главная // По поводу // Папа Карло детского кинематографа

Папа Карло детского кинематографа

Вадим Зайдман: Трудно жить по правде

03.05.2019 • Вадим Зайдман

Леонид Нечаев. Фото: wikipedia.org

3 мая исполнилось 80 лет со дня рождения замечательного детского кинорежиссера Леонида Нечаева. Точнее сказать, исполнилось бы — потому что Леонид Алексеевич умер в январе 2010 года вскоре после своего предыдущего, 70-летнего юбилея. Сообщений о его смерти практически нигде не было — ну прямо как в советские времена, когда, например, крохотная заметка о смерти Владимира Высоцкого появилась где-то на последней странице "Вечерней Москвы" — и практически всё. Но тогда-то бал правила идеология — а сейчас? А я о смерти Леонида Нечаева узнал год спустя, случайно наткнувшись на эту информацию на каких-то интернет-задворках.

Многие ли читатели знают имя Леонида Нечаева, многие ли сходу без помощи гугла скажут, какие фильмы он поставил?

Между тем, это, на мой взгляд, лучший отечественный режиссер детского кино. Многие, не помня фамилии режиссера, прекрасно знают его фильмы: конечно, самый знаменитый "Приключения Буратино", а также "Про Красную шапочку", "Рыжий честный влюбленный", "Проданный смех", "Питер Пэн" и другие.

Часть "вины" в том, что имя Нечаева было не на слуху, не столь известно, как фамилии других режиссеров, лежит, видимо, и на нем самом. Судя по всему, он был очень скромным человеком, не пиарил себя на каждом шагу, не участвовал во всевозможных тусовках. Но и наши "кинодеятели" тоже, конечно, хороши. Никаких документальных фильмов о лучшем детском режиссере, никаких передач о нем я не припомню — возможно, что-то и было, но так мало, что прошло мимо моего внимания. И уж, конечно, то, что сообщение о его смерти мелькнуло где-то по задворкам, на каких-то второстепенных интернет-сайтах, но ничего об этом не было сказано на федеральных каналах, в "центральных" газетах (из таких газет я обнаружил сообщение о смерти Нечаева только в "Коммерсанте") — тут остается только развести руками...

В тех немногих сообщениях, что все-таки появились в прессе, были приведены слова дочери режиссера Анастасии, которая живет в Минске, о том, что у отца в Минске и Москве было очень много друзей, "сейчас стараемся многих оповестить о случившемся". Вы оценили сказанное? Еще раз повторю — лучший режиссер детского кино. Интересно, сообщат ли сейчас хоть какие-то СМИ, вспомнят ли о его 80-летнем юбилее?

Спросите себя: можете ли вы смотреть то детское кино, которое снимается как в России, так и на Западе сегодня? Даже американские фильмы, где технические возможности безграничны. Ну да, фильмы типа "Гарри Поттера" можно посмотреть... минут двадцать. Если это впервой. Я лично больше не выдержал. То есть минут двадцать сохранялся интерес к спецэффектам. Но все это есть и в компьютерных играх. Разве можно все это сравнить с "Приключениями Буратино" и другими картинами Нечаева, в которых и близко не было таких эффектов, но которые так наполнены жизнью, великолепной музыкой и песнями, разлитыми в фильме, как воздух, блестящей игрой актеров, включая актеров-детей! Костюмы, декорации. Эти фильмы — праздник. Может быть, меня сочтут брюзгой, не понимающим нынешнее искусство, но теперь таких фильмов не снимают.

Мой самый любимый фильм Нечаева, тем не менее, не "Буратино", а "Рыжий, честный, влюбленный". Кстати, он почему-то не столь известен, как два других шедевра — "Буратино" и "Красная шапочка", поэтому если кто его не видел, то очень рекомендую — не пожалеете. Это великолепный и детский фильм — музыка, танцы, декорации, прекрасный актерский ансамбль — но вместе с тем это и фильм для взрослых, который заставляет задуматься о нашей жизни (и тогда, в советское время, очень даже заставлял, и теперь, по мере вставания России с колен, все больше заставляет). Почему этот фильм в том числе и для взрослых, сразу становится понятным, если сказать, что это фильм о лисенке, который, в отличие от своих сородичей, решил жить честно, по правде.

Премьера фильма состоялась осенью 1984 года, совсем незадолго до начала перестройки, но, тем не менее, это был еще глухой застой, когда никто и предположить не мог, какие перемены начнутся в стране всего через полгода. Час Быка, самое темное время перед рассветом.

Поэтому помню свое потрясение, как я ахнул, раскрыв рот, когда на экране лисенок, решив уйти из лисьей школы, где его учили "хитрить и объегоривать", швыряет под ноги учительнице учебники, перечисляя предметы: "Ваша "Хитрология"! "Обмановедение"!" Я всего пару лет до того окончил школу, и у меня свеж еще был в памяти предмет под названием "Обществоведение", с которым сразу и срезонировали, срифмовались "Хитрология" и "Обмановедение". Трудно было поверить, что такая крамола могла прозвучать в отечественном, причем детском, фильме, что ее не вырезала цензура!

Папа Ларссон (Альберт Филозов) индейку не покупает, а достает хитростью. Мама (Екатерина Васильева) на вопрос "Где давали карпиков?", которых она принесла к ужину, только рассмеялась в ответ: давали, как же...

Когда брат главного героя, Людвига Четырнадцатого, обманом выманил у доверчивых зайчат, друзей лисенка, копилку с деньгами, на которые он купил медовых пряников, Людвиг похитил у брата сладости и побежал отнести их обманутым друзьям. Потом, когда "преступление" раскрылось, состоялось по всей форме семейное дознание и такой замечательный и примечательный диалог.

Лабан (брат Людвига). Пять фунтов пряников, медовых пряников, этот баран вынес из дома и отдал зайцам!

Папа. Людвиг, так все и было?

Людвиг. Почти. Только я не сам бегал к зайцам. Я сразу же встретил гиену Берту и попросил ее доставить пакет. Она же теперь почтальонша...

Папа. И ты поверил гиене Берте... — все, кроме Людвига, смеются. — Все, все и каждый знает: гиене Берте ничего доверять нельзя.

Мама. Ее уже и ловили, и судили...

Лаура (сестра Людвига). А судила ее росомаха Дагни. А гиена с ней делится на ворованном.

Людвиг. Почему, почему вы думаете, что все жулики? Что ж, никому нельзя верить?

Людвиг в отчаянии, он ищет свидетеля, который видел, как он передавал гиене Берте пакет. Такой свидетель находится: сова Илона (Татьяна Пельтцер). Но она, сова, категорически отказывается выступить свидетелем в суде: "Тебя обманула гиена Берта, я должна это всем объявить. Но: гиена известная склочница. У нее очень сильная родня, большие связи. И если судьей будет росомаха Дагни, они выставят трех лжесвидетелей против меня одной".

Ну чем не басманное правосудие?!

И такого рода сцены и диалоги были рассыпаны по всему фильму.

Людвиг (его замечательно сыграл Денис Зайцев, удивительно точно соответствовавший своему герою, попадание в десятку) приходит к такому печальному выводу: "Да, трудно жить по правде, это они точно говорили — и папа, и фру Алиса, и все. А плутовать и объегоривать всех — не трудно. Как Лабан, как гиена Берта. Не знаю, как им, а мне это еще труднее. А главное — противно!"

Видимо, фильм проскочил рогатки цензуры именно потому, что был детский, не удостоился пристального внимания проверяющих. Многие фразы, если бы они прозвучали во "взрослом" фильме, были бы безжалостно вырезаны. Возможно, охранной грамотой фильму послужила его литературная основа: фильм был снят по мотивам сказки шведского писателя Яна Улофа Экхольма "Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.", что и дезориентировало цензоров. Но фильм был снят именно по мотивам (автор сценария — Георгий Полонский). Большинства этих замечательных диалогов, являвшихся точной калькой с развитого социализма, у шведского писателя не было и быть не могло (хотя, поговаривают, в Швеции как раз социализм — но, очевидно, в отличие от нашего — недоразвитый).

Леонид Нечаев стал первым кавалером Ордена Буратино, учреждённого детьми города Зеленоградска Калининградской области, которым награждаются "деятели культуры, учёные, педагоги и другие взрослые, достигшие высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах". Эта награда не могла бы найти более достойного лауреата: именно эти качества и воспитывают в детях фильмы Леонида Нечаева. Что особенно важно в периоды безвременья, один из которых пришелся на мое детство, — важно, чтобы сохранить ориентиры, да самые элементарные понятия: о чести и достоинстве, совести и справедливости. Что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Самое печальное, что сегодня, спустя 35 лет после выхода фильма о честном лисенке, он снова представляет интерес не только для детей, но и для взрослых. Потому что в России опять тяжело жить "по правде" — особенно тем, кому по неправде жить еще тяжелее.

Приложение.

Честному лисенку

Наверное, невзгоды в детстве — детские.
Но ведь мальчишка их одолевает.
И как обидно, если даже сверстники
Тебя совсем, совсем не понимают.

Я думаю, тебе пока неведомо,
Что есть другие, большие невзгоды.
Что ж, может быть, и правильно — не следует
Об этом узнавать в такие годы.

Но, парень, очень хочется надеяться,
Что время твой характер не изменит,
Что вера в доброту не поколеблется
И что в любовь ты будешь так же верить.

Невзгод и бед тебе я не пророчил бы,
Но обойти их просто невозможно,
Когда упрямый ты и несговорчивый,
И на других так резко непохожий.

И чем-то, может, менее удачливый,
Другие вон — и сыты, и довольны...
Но, черт возьми, а все же — так заманчивей,
Когда ты честный, рыжий и влюбленный!

1985 г.

Об авторе:

Вадим Зайдман

Вадим Зайдман

Родился в 1964 году в Запорожье. Окончил машиностроительный институт, работал инженером. В 90-е уволился с предприятия и занялся мелким бизнесом. В те же годы выпустил несколько книг для детей и подростков. В 2001 году эмигрировал в Германию, в Нюрнберг. В 2004 году открыл небольшое бюро путешествий и экскурсий, в конце того же года вместе с...