Наше предложение обсудить варианты актуальных для оппозиции партийных проектов получило большой отклик. Тема, не вызывавшая раньше энтузиазма, неожиданно заиграла. Главное — четкое осознание того, что смена власти возможна только в двух случаях: либо путем революции, либо на выборах. Из этих двух путей большинство оппозиционеров выбирает второй, а поскольку в рамках существующего законодательства партия является единственным субъектом политики, то в данных обстоятельствах дискуссия вокруг партийных проектов более чем уместна. Особенно сейчас, когда самое время начинать подготовку к выборам в Государственную думу, — в этот представительный орган депутаты избираются исключительно по партийным спискам.
Интерес к партстроительству проявляет и околокремлевское окружение. Все думающие люди, независимо от своих политических взглядов и места работы, понимают ущербность политической системы, где монопольное положение занимает "Единая Россия". Так, заместитель главного редактора "Русского журнала", политолог
Борис Межуев высказал идею необходимости создания партии национального развития, которая могла бы продвигать более радикальную повестку дня и стать основным оппонентом "Единой России".
Стоит отметить, что Кремль уже предпринимал попытки совершенствования системы, например создал "Справедливую Россию". Однако эта задача ввиду слабой конкурентоспособности "СР" полностью не была решена, тем более если рассматривать ее через призму модернизации. Дело в том, что все партии, представленные в Думе, слеплены из одного, ментально однородного теста советского замеса. Весь пафос девяностых состоял в том, что советские чиновники наряду с красными директорами, избавившись от диктата партработников, открыто занялись собственным обогащением. Старые кадры, как могли, удерживали государство, но не обеспечивали развития. Потребностью же в этом обусловлена необходимость политического обновления. Принципиальная позиция Бориса состоит в том, что новая партия должна быть всеохватной, центристской, а не левой или правой.
Прописанная политологом схема берет в расчет и политический потенциал внесистемной оппозиции. По его представлению, "возможно такое решение, которое бы устроило всех". В какой мере этот идеальный замысел учитывает сложившиеся политические реалии, в том числе и активное сопротивление правящей группировки проникновению конкурентов во власть? Ответ на этот вопрос оппозиция дает скорее отрицательный. Надо полагать, что по этой причине аудитория нашего сайта весьма скептически отнеслась к идее Бориса Межуева: ее поддержали 41 человек.
Вероятно, по тем же причинам немногим больше сторонников (56) оказалось у идеи члена бюро федерального политсовета "Солидарности" Сергея Жаворонкова по созданию демократической партии на базе этого движения.
Низкий рейтинг идеи, однако, не повлиял на намерение ее автора убедить съезд "Солидарности" в необходимости создания партии.
В этой связи стоит заметить, что подход, не учитывающий общественное мнение, нельзя назвать дальновидным. Создание партии не является самоцелью, она нужна, чтобы служить инструментом в борьбе за власть на выборах. Так что партия, в первую очередь, нацелена на завоевание симпатий граждан, поэтому, как представляется, любые общественные замеры помогают политику корректировать свою тактику.
На этом фоне идеи представителей регионов Соломона Гинзбурга из Калининграда и Александра Скобова из Санкт-Петербурга показались более реалистичными. Схожие идеи набрали почти равное количество голосов: 130 и 133 соответственно. Регионалы надеются побороться с "Единой Россией", объединив усилия существующих оппозиционных партий. На региональном уровне большое значение играет так называемый человеческий фактор, а идейные расхождения партий, наоборот, нивелируются. В регионах оппозиционерам проще договориться о совместных действиях, что и показал пример Калининградской области, где все партии для противостояния с монополией "Единой России" создали широкую коалицию. Такие
межпартийные коалиции, как полагает Гинзбург, могут иметь успех на региональных выборах.
Правда, подобные союзы в отсутствие поддержки федерального центра могут быть легко развалены, например путем оказания давления на представителей партий, входящих в коалицию.
Представитель "Яблока" Александр Скобов призвал демократов к поиску коалиционного соглашения с КПРФ в ответ на призыв Геннадия Зюганова к сотрудничеству всех оппозиционных сил. Очевидно, что таким образом лидер коммунистов отреагировал на реальные процессы сплочения оппозиции в регионах. Применительно к выборам в Госдуму сотрудничество может состояться лишь в том случае, когда КПРФ как наиболее крупная думская оппозиционная партия, чтобы реально составить конкуренцию "Единой России", откроет доступ к своим партийным спискам наиболее выдающимся оппозиционерам из других организаций. Уязвимой эту идею делает то обстоятельство, что ее реализация во многом зависит от позиции коммунистов, поведением которых Кремль научился манипулировать. Поэтому идея, судя по результатам голосования, не показалась аудитории выигрышной.
Шансы коммунистов стать "партией власти", по мнению политолога Игоря Бощенко, невелики.
Он выдвинул идею биэлитного партийного механизма, в рамках которого центристские партии по очереди сменяли бы друг друга.
Эта идея созвучна предложению Бориса Межуева, но Игорь Бощенко пошел дальше и изложил свое видение предвыборной платформы альтернативной партии власти. Ключевым программным пунктом национально-ориентированной партии, считает Бощенко, должна стать задача по созданию независимой финансовой системы и укреплению собственной российской валюты — рубля. Заметим, что такая денежная политика противоречит проводимому сегодня властями неолиберальному курсу, который предусматривает встраивание российской финансовой системы в существующую, основанную на гегемонии американской валюты — доллара. Таким образом, на данный момент "Единая Россия" со своим неолиберализмом не подходит как деталь для предложенного Бощенко "двухтактного механизма". Впрочем, ей пока на этот счет не стоит беспокоиться, поскольку идея политолога нашла только 162 сторонника.
Идея активиста ОГФ Александра Хатова оказалось более популярной, в ее активе 171 голос. Хатов в качестве основы создания новой партии видит пакет требований по изменению законодательства о партиях. Его результат показал, что
обсуждение различных вариантов объединительных платформ актуально.
Победителем этого раунда "Борьбы идей" стал политолог Андрей Пионтковский, за его яркий публицистический талант проголосовало 506 человек.
Он написал о бесперспективности создания партий в данных политических условиях,
что вполне укладывается в сделанный им же прогноз на 2010 год, в котором политолог предсказал крах системы. Таким образом, основным занятием оппозиции, по мнению Пионтковского, должна стать самоорганизация.
Очевидно, что оппозиционеры, ставящие перед собой цель стать властью, в меньшинстве, но при этом они очень активны. Недавно состоялся съезд по созданию новой левой партии "РОТ фронт". Не исключено, что партстроительство станет более эффективным инструментом давления оппозиции на власть, чем критика.