Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Русская революция и русские духи

Русская революция и русские духи

Виталий Гинзбург: Народ всегда оказывался в проигрыше...

06.05.2024 • Виталий Гинзбург

Призраки на Красной площади. Иллюстрация: places.moscow

Духи русской революции — русские духи,
хотя и использованы врагом нашим на погибель нашу.

Н.А. Бердяев

Острота дискуссии и противоречия в среде российской оппозиции нарастают не просто в связи с той или иной трактовкой событий недавнего прошлого.

Россия устроена таким образом, что у нее нет реального будущего. И именно понимание этого побуждает столь интенсивно копаться в прошлом и в нем усматривать либо очередной вариант будущего, либо возможности его избежать. То есть идет спор между двумя формами прошлого, наиболее близкими спорящим.

А то, что Россия находится в глубоком кризисе, формой выхода из которого естественно является очередная революция, придает спору единственный смысл.

Хотя бы потому, что Россия пытается исчерпать лимит на революции, но никак не может это сделать. Возможно, по двум причинам.

Первая — это то, о чем писал в 1918 г. Н.А. Бердяев про духов русской революции. Дескать, большевики воспользовались русскими духами в русской революции на погибель России. Как известно, Н.А. Бердяев мастерски использовал антиномии в своих исследованиях, но даже для него это слишком пессимистично.

Вторая причина вытекает из первой, но несколько своеобразным образом. Если русские духи, будучи использованы в русской же революции, приносят погибель России, а революция, о которой идет речь, как известно, третья, то что в таком случае представляет собой эта самая революция? И почему именно третья, а не первая принесла погибель?

То ли в первых двух русские духи проспали, то ли в третьей они осерчали и на народ, и на Россию. Ведь Франции, Англии и многим другим странам вполне хватило одной революции, тамошние духи в это не вмешивались, а ценности этих революций не девальвированы веками.

Вся проблема в том, что, как принято считать, в России произошло три революции, одна из которых называлась "Великая".

Но если рассматривать революцию в качестве перехода к более прогрессивному устройству государства и общества, то либо вся эта классификация выглядит неубедительно, либо придется принять на веру слова известной уже почти шестьдесят лет песни — есть у революции начало, нет у революции конца. То есть революция тоже делается из рук вон плохо и до конца не доводится. Даже не сами революции, а их анализ и понимание.

Если под русской революцией понимать достижение некоего существенного прогресса в системе общественных отношений, то классификация трех русских революций выглядит совершенно по-другому.

Первая и главная русская революция — это 1861 г. Вторая — Февральская, а третья — это август 1991 г.

Именно эти три революции осуществлялись сверху, и как результат появлялась свобода, права человека, институты по их реализации, не проливалась кровь и в разной степени, но происходили сотрясения или разрушения имперского каркаса государства. Они приводили к существенному экономическому развитию, давали огромные шансы. Бенефициарами этих революций становились миллионы людей. Пресловутые русские духи, разумеется, не спали, проявляли недовольство от имени народа, даже шли в народ, но напрямую это не приводило к катастрофам.

А вот то, что принято считать революциями снизу или на потеху низа (глубинному народу), — в 1905 г., в октябре 1917 г. и после 2000 г. несмотря на декларирование интересов глубинного народа практически всегда представляло собой ликвидацию свобод со всеми вытекающими катастрофическими последствиями. Народ всегда оказывался в проигрыше этим пресловутым русским духам.

Что же это за такие русские духи?

Их немало.

Но главными из них можно назвать:

— имперскость, которая материализуется в территориальной экспансии;

— архаичность, эклектику временных зон внутри одного народа;

— а также манипулирование чувством справедливости, которое является спусковым механизмом для мобилизации огромных человеческих масс на самоуничтожение или деградацию.

Вспомним В. Розанова: "Но раньше всякого испытания временем можно произнести простое слово, что это несправедливо. У слова этого очень большая сила, не меньше, чем у пушек, ружей и штыков. Несправедливо — это все собою опрокидывает. Против такого слова не устоит ни одна крепость".

В таком случае правомерен вывод. Если русские духи столь явно вредят русской революции, то можно ли саму революцию в России называть русской? Ведь по своему содержанию для того, чтобы наконец завершиться, она должна справиться с русскими духами, сломав имперскость и антиличностность, синхронизировать русское общество по времени хотя бы в XX общечеловеческом веке, а не в XV–XVIII, и подменить вечное и обостренное чувство несправедливости чувством уважения к закону.

То есть настоящей революции, если о ней идет речь и если существует беспокойство по части неповторения ошибок предыдущих, предстоит уничтожить и иррациональный Русский Мир, и Русскую Матрицу, а не заблудиться в спорах о том, чье мнение по части дележа более справедливо — Шарикова или Паниковского.

Об авторе:

Виталий Гинзбург