Когда в политических дискуссиях речь заходит об актуальности тех или иных идеологий, зачастую подразумевается, что формулируемые и предлагаемые массам идеи, постулируемые цели для их наибольшей популярности обязательно должны быть привязаны непосредственно ко дню "сегодняшнему", к его простым болящим нуждам, здоровым и нездоровым чаяниям и прочим заданным условиям, в которых якобы и предстоит быть примененной некой политической идеологии.
Такой конъюнктурный подход, обычно используемый современными политтехнологами, может более или менее эффективно работать только в условиях спящего общества, на каких-нибудь выборах, которые, как правило, ничего не меняют и зачастую не подразумевают никакого выбора. Несчастные же граждане без особого усердия каждый раз выбирают из зол меньшее, уже заведомо зная, что никаких радикальных улучшений не произойдет, примерно по той же причине, по которой они покупают лотерейные билеты — от скуки и на авось.
Обещания повысить зарплаты, предоставить льготы, сделать честными выборы в качестве лозунгов, призванных побуждать к действию, оставляют людей равнодушными, так как эти обещания даже по своему привычному звучанию уже не кажутся им хоть сколько-нибудь искренними и, отсюда, значимыми. К тому же все эти обещания являются, по сути, ожидаемыми пунктами программы эффективной политической деятельности.
Политической же оппозиции, дерзнувшей радикально противопоставить себя застойной системе нынешнего политического режима, сегодня для успеха необходима поддержка не усталых слабых "голосовальщиков", а иной, настоящей силы, способной свернуть горы. Возникновение такой силы может быть обусловлено лишь по-настоящему современной идеологией, а значит почерпнутой в дне "завтрашнем". Такая идеология, устремленная в будущее, по своим масштабам должна быть сопоставима с войной миров и космосов, а ожидаемые от воплощения этих идей перемены должны быть настолько великими и убедительными, что за них не стыдно будет умирать.
То есть, проще говоря,
оппозиции в России, для того чтобы ее поддержали широкие народные массы, в первую очередь не хватает масштабности идей и искренней безоговорочной веры в них как в высший закон.
Как гласит пословица, "русский долго запрягает, но быстро едет". Как только Россией, а, может быть, и всем миром овладеет новая идея, история снова зашагает семимильными шагами, как в XIX-XX веках.
С другой стороны, несмотря на то что идеи, сформулированные политической оппозицией, должны быть амбициозными, космическими по масштабу, они также должны быть доступны и понятны широким слоям населения. Примером такой доступной, но и побуждающей к действию идеологии в начале прошлого века была коммунистическая мечта. Однако в современных условиях постиндустриального общества с неясной классовой структурой риторика вековой давности звучит архаично и неубедительно, а за самой идеологией в сознании масс тянется шлейф негативного исторического опыта.
Так что же сегодня могло бы объединить людей и придать им необходимые силы для решительного шага вперед? Какая идея одновременно обладает и революционной яростью, способной ниспровергать окаменевшее старое, и ясным созидательным потенциалом в пользу продолжения жизни?
Сегодня, на мой взгляд,
наиболее востребованной и недооцененной идеологией, оказывавшей во все времена основополагающее влияние на политические процессы, является религия.
Современная российская власть, чувствуя большой идеологический потенциал традиционных религий, прежде всего православного христианства, уже пытается использовать его в строительстве своей политической доктрины. Однако удается это кремлевским политтехнологам пока из рук вон плохо, что оставляет большой простор для критики как со стороны антиклерикалов, так и самих клириков. В оппозиционном же лагере идеологический ресурс религии пока отдан на откуп маргиналам и политическим аутсайдерам. Современного же разумного переосмысления религиозных норм в контексте новейшего государственного строительства нет.
У всех традиционных российских религий, в первую очередь у православного христианства как религии, образующей исторический базис российской культуры, политики и права, есть все необходимые составляющие для прогрессивного политического мышления и духовного смыслонаполнения перемен. Основные морально-нравственные постулаты всех религий не противоречат друг другу, а потому, например, у политической идеологии, последовательно опирающейся на основные религиозные ценности и в то же время четко отделяющей церковь от государства, есть все основания, чтобы быть популярной у широких слоев населения — людей разных национальностей и верований.
Именно религиозные нормы лежат в основе всех правовых систем и философских доктрин, и, возвращаясь к истокам, их достаточно легко обнаружить. Например, христианство изначально формулирует основные идеи равенства, духовной и физической свободы всех людей, порицает непопулярное в народе чрезмерное богатство и другие пороки, формулирует глобальные жизненные цели и определяет высокие идеалы. Таким образом, христианство как идеология имеет все составляющие для противопоставления себя узурпированной непопулярной антинародной власти и для ее критики. С другой стороны, консервативная составляющая христианской идеи имеет все для того, чтобы способствовать строительству и укреплению здания социально-ориентированного государства, опираясь на традиции, а либертарное основание способно задавать демократический тон ходу необходимых перемен.
Религия — форма мышления, способная давать ответы на глобальные вопросы человечества о смысле жизни, то есть апеллировать к искреннему и сокровенному каждого человека. Именно этого и не хватает сегодня в политической жизни России.
Что же касается вопроса о так называемой политической моде и стиле, то это дело лишь времени и рук. И опыт западного христианства (и умеренного мусульманства в отдельных странах), и наш отечественный новейший опыт, пока небольшой, свидетельствуют о том, что религиозные идеи, преподнесенные адекватно своему времени в ответственных и взвешенных формах, могут быть вполне популярны у людей разных возрастов, в том числе и у молодежи.
Уже сегодня в отдельных молодежных субкультурах религиозная философия становится темой творческого поиска. Отдельные личности: писатели, актеры, музыканты, миссионеры, — так или иначе участвующие в религиозном дискурсе, вызывают интерес у молодых современников. В целом, на мой взгляд, интерес к религии в обществе растет.
Религия в разные тяжелые времена являлась мобилизующим средством для народов и продолжает им оставаться. Сегодня многие пассионарные мыслящие люди, находясь в поисках интеллектуального выхода из тупиков, разрешения дилемм нашего времени, обращаются к своим культурным корням, в том числе и к традиционной для них религии.
Религия, определенная в качестве нравственного ориентира, задает цель и смысл политических преобразований.
Именно религиозное чувство способно порождать умных, последовательных и активных борцов, обладающих тем, что я бы назвал "здоровым фанатизмом".
Лишь желающие невозможного способны достичь действительных результатов. Лишь намечающие свой ориентир недостижимо высоко, но предельно ясно и твердо могут объединить общество и пройти через историческую пропасть. Переосмысление политических концепций и идеологий именно с религиозной точки зрения нужно сегодня силам, ставящим своей задачей вдохновить народ на новые глобальные перемены к лучшему.