Любопытный факт — сегодняшнее разделение общества на "патриотов" и "либералов" воспринимается как неизменная данность. Вот одни, а вот другие. Два мира, две реальности. Резкие границы, черно-белая палитра.
Как будто в каждого человека еще при рождении вкладывается некая обязательная программа: одним всю жизнь быть великодержавниками, другим — нацпредателями. Если родился в СССР, учился в советской школе, то в тебя должен быть заложен базовый набор догм и ценностей: величие страны, сакральность руководства, особый путь и героическое противостояние загнивающему Западу. Только так. Повиновение без сомнений. Если нет — ты однозначно "продался пиндосам" и очерняешь Родину, ибо по-другому просто не может быть. Генетический код переписать нельзя…
В 2000-м году я голосовал за Путина. Молодой, энергичный, отличная альтернатива дряхлеющему Ельцину и коммунистическому Зюганову. Уж кто-кто, а бывший кагэбэшник наведет порядок, приструнит зарвавшихся олигархов, остановит разбазаривание страны и жестко решит "кавказский вопрос"!
В 2003-м я видел, как разгоняют НТВ. И хотя это был мой любимый телеканал, меня успокаивала мысль о том, что "так надо" для "равноудаления" бессовестного олигарха Гусинского.
В 2004-м я снова голосовал за Путина. Нефтяные цены тогда уже пошли вверх, внешний долг таял, благосостояние росло. В общем, страна начала подъем с колен, и население (в том числе и я) привычно передало все свои заслуги руководству: "Это ведь при Путине мы стали жить в достатке. Это он все для нас сделал, а сами мы как будто и ни при чем".
В 2008-м я голосовал за Медведева. Искренне. Сознательно. Вечно недовольные оппозиционеры называли его "местоблюстителем", но я-то знал: главное — преемственность курса. И хотя я сильно подозревал, что оппозиция в чем-то права (достаточно вспомнить, сколько времени в новостях уделялось Медведеву, а сколько — Путину), однако меня это ни капли не беспокоило. Дела шли отлично, и я вполне доверял информации из телевизора: уважал за оперативность и объективность "Россию-24" и негодовал по поводу "Недели" на РЕН ТВ, журналисты которой стремились всячески опорочить действующую власть.
Потом случился август. Я насмехался над жующим галстук Саакашвили, гордился успехами нашей армии в изгнании грузинских фашистов из Абхазии и Южной Осетии и искренне приветствовал признание этих республик независимыми государствами. И слегка досадовал по поводу того, что больше никто в мире это не делает: как же так, почему бандитов из Косово признали, а едва избежавшее геноцида мирное население — нет? Масла в огонь подлил и мой руководитель, вернувшийся из командировки в США: обработанный лживой заокеанской пропагандой, он стал говорить какое-то странное и крайне раздражавшее меня вранье о российской агрессии, о зомбирования населения сказками про фашистов, о стертых до основания грузинских селах… В общем, спустя некоторое время я уволился.
Открытие собственного дела стало, если хотите, первым звоночком на пути к смене "генетического кода". Ибо тот, кто работает "на дядю" (не важно, частного или государственного), редко оказывается в состоянии критически осмыслить действительность. Есть работа, есть зарплата, есть планы на будущее, есть ощущение стабильности и даже гордости за страну. Включаешь телевизор и видишь: государство активно борется с коррупцией, поддерживает малый бизнес, развивает все отрасли экономики и перевыполняет социальные обязательства. Но стоит начать работать на себя, и многие ТВ-мантры рушатся, а вслед за этим закрадывается и вовсе крамольная мысль: "Если они могут так врать об этом, что мешает им врать и на другие темы?". После этого информация с экрана уже не воспринимается как истина в последней инстанции. Тем не менее этот "первый звоночек" оказался довольно тихим и не смог разрушить в целом позитивный настрой.
Во время событий 2011-2012 годов я уже оказался на некой нейтральной территории — без слепой веры в непогрешимость власти, но еще без должного понимания идей оппозиции. Да, меня тоже возмутили подтасовки на выборах, но в то же время я считал, что у нас любые депутаты фактически не контролируются избирателями и живут в параллельном мире, так что законно они избраны или нет — на жизнь в стране это не влияет.
Тем не менее, звоночек этот оказался довольно тревожный — ведь какими бы благими намерениями ни руководствовалась "вертикаль", покушение на основы Конституции не добавляет ей легитимности.
Но главным событием, той самой пилюлей, что позволила окончательно выйти из "матрицы", стала, конечно, Украина. Отчетливо помню, как буквально не по дням, а по часам менялась риторика наших телеканалов еще в 2004 году: когда случилась "оранжевая революция" и Украина заявила о европейском пути развития, российские "эксперты" стали дружно клеймить новую власть, заявлять о несостоятельности всей украинской экономики и громко радоваться неудачам "оранжевого" руководства. Когда на выборах победил Янукович, риторика российских телеканалов сменилась буквально в один день: украинцы вновь стали нашими братьями и лучшими друзьями, а экономика Украины, оказывается, всегда была перспективной и динамично развивающейся. Помню, как меня это поразило, однако тогда я лишь зафиксировал этот момент, но не придал ему особого значения…
Нечто схожее случилось и два года назад, так что эволюция риторики российских телеканалов еще свежа в памяти у многих.
Итак, сначала на "Евромайдане" собрались студенты. Просто студенты, помните?
Студенты и просто граждане, разочарованные резкой сменой курса. Затем, когда они почему-то не разбежались под натиском милиции, оказалось, что всю воду на Майдане мутят националисты. Но и "националистов" оказалось недостаточно, чтобы вызвать у российского зрителя стойкую антипатию к любым выступлениям против власти, и по мере развития событий не в пользу Януковича "националисты" как-то незаметно сократились до "нацистов". Уже что-то — уже затронули генетическую ненависть русского человека к нацизму. Осталось лишь переименовать "нацистов" в более привычных нашему слуху "фашистов", раздуть "Правый сектор" до размеров вермахта — и вуаля, воображение среднестатистического российского телезрителя уже рисует несметные полчища фашистов-карателей, топчущих натовскими сапогами украинское недогосударство…
Недовольные студенты? Не, не помним…
Но к этому времени я уже не питал особых иллюзий относительно качества информации, подаваемой населению из государственного телевизора, а травля "Дождя" по совершенно надуманному поводу лишь укрепила меня в этой уверенности. В общем, смотрел я картинку на "России-24" и искал факты, пропуская мимо ушей их интерпретации. Тогда еще показывали настоящие, а не придуманные факты. Знаете, есть у них такое маленькое окно в углу экрана, где в реальном времени показываются какие-то события? Вот это окно и стало той "красной пилюлей", что окончательно вышвырнула меня из матрицы. Вот победил Майдан, вот сбежал Янукович, вот экскурсии по Межигорью. Логично предположить, что далее наше телевидение должно показывать строительство новой жизни — пусть с нашей точки зрения и неправильной. Такова логика событий. Однако вместо этого в маленьком окошке вдруг появляется харьковский съезд с призывами к отделению от Украины. В прямом эфире. Это был шок. Ребята, вы что творите-то? В первые минуты я был уверен, что столь явная демонстрация призывов к сепаратизму — исключительно инициатива самих телевизионщиков, и сейчас руководство канала получит за это по шапке. Но ничего не случилось. А дальше — больше: в маленьком окошке стали появляться картинки с пророссийских митингов на Юго-востоке. И тогда красная пилюля полностью растворилась…
А потом… Потом все навалилось как снежный ком — и текущие события, и осознание последних 15 лет жизни.
Страшно ли выпасть из матрицы? Нет. Но выпав, придется пересмотреть многие события и отношение к ним. Жить в реальности, мягко говоря, непросто.
Зато все становится понятным и логичным. И еще — это билет в одну сторону. Однажды увидев реальность, забыть о ней и вернуться в мир телевизионных иллюзий не получится. Ибо можно сколь угодно долго вводить в заблуждение человека одним и тем же фокусом, но стоит ему единожды разгадать секрет — и впредь уже не удастся его одурачить. Изменился ли при этом мой "генетический код"? Не знаю. Но пресловутая "лишняя" хромосома точно исчезла.
И последнее. Все чаще приходится слышать о "пробуждении народа". Кто-то произносит эту фразу с затаенной надеждой, кто-то — с нескрываемым пессимизмом, но суть не в этом. Народ, особенно наш, отнюдь не единый организм, и пилюля, позволяющая вырваться из телевизионной матрицы, у каждого из нас своя. Индивидуальная. Как маленькое окошко в углу телеэкрана&helli