В настоящее время экологи, которые отстаивают, по сути, право граждан на жизнь, не имеют своей собственной партии. Неудачную попытку создать такую политическую организацию предпринимала "Зеленая Россия", которая впоследствии вошла в состав партии "Яблоко". На сегодняшний день это единственная партия, где экологи имеют политическое представительство. Лидера фракции "Зеленая Россия" Алексея Яблокова мы попросили рассказать о политическом решении экологических проблем:
— Экологические беды современной России, которые особенно остро почувствовали все граждане этим летом, не случайны. Они — следствие продуманной политики деэкологизации, проводимой нынешней властью. Ее логика, которая прослеживается в различных официальных документах, такова: займемся экологией, когда Россия станет богатой, а сейчас для быстрого обогащения ей надо широко использовать природные ресурсы. По этой причине происходит ослабление природоохранных законов, норм, экологического контроля и мониторинга.
Результатом такой политики стало превращение России в сырьевой придаток других стран, а также в полигон для применения отсталых технологий.
В последние двадцать лет неуклонно сокращалось бюджетное финансирование экологических программ, создавались препятствия для деятельности общественных экологических организаций, подвергались преследованию наиболее активные экологи. Эта политика, начавшаяся еще при Борисе Ельцине, расцвела при Владимире Путине. С приходом его к власти в 2000 году было ликвидировано природоохранное ведомство (Госкомэкология), произошло торможение развития системы особо охраняемых природных территорий. С принятием Лесного, Водного и Градостроительного кодексов было существенно ослаблено природоохранное законодательство. Сокращение сферы действия государственной экологической экспертизы разрушительным образом отразилось и на системе экологического образования.
Политика деэкологизации привела к тому, что ущерб от экологически зависимых заболеваний и утраты ресурсов по величине превысил рост валового внутреннего продукта. Для того чтобы продемонстрировать уровень экологического неблагополучия России, приведу несколько цифр. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России ежегодно преждевременно погибает от экологически зависимых болезней около 500 тыс. человек. Кроме того, половина из ежегодных 180 тыс. выкидышей, по экспертным оценкам, происходит по экологическим причинам. Таким образом, за период с 1991 по 2009 год по экологическим причинам погибло около 5 млн человек. Эти люди могли бы жить, если бы не разного рода загрязнения среды обитания. Россия — единственная из развитых стран мира, где средняя продолжительность жизни сократилась за последние 20 лет.
Показательно, что в зонах экологического неблагополучия — а таких территорий в России около 14 процентов — проживает около 60 млн человек, то есть более 40 процентов населения.
В этих зонах средняя ожидаемая продолжительность жизни на 3—5 лет меньше, чем на соседних менее загрязненных территориях. Здесь не 20—30 процентов (как в среднем по стране и в мире), а 40—50 процентов здоровья населения определяется состоянием среды обитания.
Каждый второй россиян испытывает негативное влияние повышенных концентраций взвешенных частиц (пыли) в атмосферном воздухе, при этом более 2,4 млн человек подвергаются воздействию концентраций более 300 мкг на куб. м (для сравнения: в США при вдвое большей численности населения и многократно более мощной промышленности такому воздействию подвергается около 2 млн человек). Дополнительная смертность только от мелкодисперсного загрязнения воздуха — 40 тыс. человек в год.
В 49 субъектах Российской Федерации более половины городского населения проживает на территориях с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха.
Использование экологически несовершенных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс недостаточно очищенных промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков, поступление загрязнений с рассредоточенным стоком с водосборных территорий ведут к масштабному загрязнению вод. Качество воды в большинстве водных объектов России не отвечает нормативным требованиям. Лишь 12—14 процентов озер и рек России экологически здоровы. Тридцать процентов подземных вод опасно загрязнены. В водах морей России по некоторым видам загрязнителей ПДК устойчиво превышены в 3—5 раз. Каждый второй россиянин пьет воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.
В России почти повсеместно наблюдается тенденция к деградации почвенного и растительного покрова, загрязнение почв и захламление земель отходами. Федеральный мониторинг качества почвенного покрова ведется на очень небольшой части территории страны. Однако и эти ограниченные данные показывают, что на некоторых территориях уровень загрязнение земель запредельно высок. В среднем по стране более 11 процентов территорий жилых поселений (селитебных зон) опасно загрязнены соединениями тяжелых металлов. В некоторых субъектах Федерации более половины всех населенных мест расположены на таких территориях.
На дне волжских и других водохранилищ на хозяйственно освоенных территориях накопились десятки миллионов тонн опасных веществ, что превратило эти акватории в неорганизованные и неконтролируемые места захоронения токсичных отходов. Крупной экологической проблемой остается хранение и вторичное использование твердых промышленных и бытовых отходов (ТБО), количество которых растет. В стране существуют сотни тысяч несанкционированных свалок, отрицательно влияющих и на состояние атмосферного воздуха, и на качество подземных и грунтовых вод.
В России также высок уровень радиационного облучения.
Значительные территории в Алтайском крае, Республике Алтай, Челябинской, Новосибирской, Томской, Оренбургской, Свердловской и Иркутской областях, Якутии, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО остаются загрязненными радиоактивными выпадениями от производства и испытаний ядерного оружия. Бомбами замедленного действия оказались некоторые из 81 подземных ядерных взрывов, проведенных в 1964—1988 годах "в интересах народного хозяйства" на территории 16 субъектов Федерации.
Возникший в результате взрыва Чернобыльской АЭС (1986 год) опасный уровень радиоактивного загрязнения территорий сохранился до сих пор более, чем на 1,2 процента территории Европейской части России (56 тыс. кв. км). В загрязненных Чернобылем районах Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей в настоящее время проживают около 200 тыс. человек. Десятки утерянных, бесхозных и разукомплектованных радиоизотопных термо-электрогенераторов (РИТЕГов), использовавшихся в 90-е годы на маяках и метеостанциях, ныне являются источниками опасного радиационного загрязнения побережий Балтийского, Баренцева, арктических и дальневосточных морей.
На территории России накоплены сотни млн тонн нефтешламов, и млрд тонн загрязненного нефтью и нефтепродуктами грунта. По экспертным оценкам, при добыче и транспортировке теряется ежегодно около 10 млн тонн нефти. В стране есть около 7 тыс. "бесхозных" нефтяных скважин. Опасно растущее загрязнение подземных вод межпластовыми перетоками. Сорок процентов магистральных трубопроводов имеют коррозионные повреждения; 34 процента трубопроводов работают 20—30 лет, 34 процента — свыше 30 лет. По экспертным оценкам, в России ежегодно происходит 50—60 тыс. случаев прорывов трубопроводов, в том числе около 300 крупных аварий. Предприятия сообщают примерно о каждой десятой аварии, скрывая другие случаи от контролирующих органов.
В результате разрывов нефтепроводов, разливов и смыва огромное количество нефтепродуктов попадает в реки.
В Оби, Волге, Северной Двине содержание нефтепродуктов повысилось по сравнению с периодом до начала нефтедобычи в сотни раз и значительно превышает безопасный уровень. Только в бассейне Оби 250 рек потеряли рыбохозяйственное значение из-за загрязнения нефтепродуктами. В результате выноса нефтепродуктов реками, а также добычи нефти на шельфе на всей юго-восточной части Баренцева моря появилась устойчивая нефтяная пленка. Продолжается сжигание десятков млрд куб. м попутного газа.
Вскрывается все больше конкретных примеров влияния качества окружающей среды на здоровье жителей России. От 2 до 9 раз выше средней по стране встречаемость злокачественных новообразований у детей в Московской, Саратовской, Амурской, Читинской областях, Республике Алтай и Ханты-Мансийском АО. Растет число новорожденных с аномалиями развития в Новосибирской, Смоленской, Пензенской, Архангельской, Томской, Сахалинской и Самарской областях, Калмыкии, Чувашии, Приморском крае. Все это связано с теми или иными опасными изменениями состояния окружающей среды.
Нет сомнения, что загрязнение окружающей среды является одной из важных причин высокой смертности в России.
Не будет преувеличением считать, что экологически зависимая заболеваемость затрагивает ежегодно большую часть россиян.
Опыт других стран показывает, что для обеспечения стабильного состояния окружающей среды государство должно затрачивать на природоохранные мероприятия около 2 процентов бюджета, для медленного улучшения состояния среды — около 3 процентов бюджета, а для быстрого улучшения (как это произошло, например, в Японии в 60—70-е годы) — 5 процентов и более. Государственные расходы России на охрану среды в 2001 году составляли 0,4 процента бюджетных расходов, в 2008—2009 годах — меньше 0,1 процента. В долях дохода бюджета это падение расходов на решение экологических проблем выглядит еще более катастрофично.
Политика деэкологизации губительна для страны, ее результатом является истощение человеческого потенциала из-за роста заболеваемости и смертности, а также уничтожение природных ресурсов страны.
Сырьевая экономика, которая ведет к истощению невозобновляемых ресурсов и уменьшению воспроизводства возобновляемых ресурсов (лес, рыба и др.), прямо связана с деградацией интеллектуального капитала.
Такой экономке не нужны инженерные и научные инновации. Сырьевая экономика связана с развитием потребительской морали. Нефтедоллары развратили власть. Жадность, стяжательство пронизывают власть и общество. Самоубийственное влияние потребительской морали сказалось и в том, что в России средняя продолжительность жизни сократилась в период экономического роста в 1998—2004 годах, хотя везде в мире с ростом благосостояния растет и продолжительность жизни.
"Яблоко" намерена остановить деэкологизацию России, изменить вектор политики власти. Партия настаивает на восстановлении федерального органа по охране среды и государственной экологической экспертизы, на резком укреплении государственного экологического контроля и мониторинга, укреплении природоохранной прокуратуры. Мы планируем резко увеличить расходы на охрану среды, распространение информации о состоянии среды и связи загрязнений с состоянием здоровья, а также на развитие экологического образования, просвещения, научных экологических исследований. При этом мы понимаем, что
всего этого нельзя сделать без восстановления реальной выборности власти, восстановления независимости судов и СМИ, восстановления ослабленного законодательства.
В короткой беседе трудно представить все то, что "Яблоко" (и ее фракция "Зеленая Россия") делала и делает для решения экологических проблем России, начиная с исторического голосования партии в Госдуме в 1999 году против превращения нашей страны в международный радиоактивный могильник. Это и сотни митингов и других акций по экологическим проблемам (против точечной застройки, в защиту лесов и парков, в защиту братьев наших меньших и др.), это и многие десятки решений, резолюций, заявлений, семинаров, встреч практически по всем крупным экологическим проблемам страны, это и единственная в своем роде серия книг "Экологическая политика", наконец это обстоятельная резолюция последнего, XV Съезда "Яблока" "Об антиэкологической политике руководства России". Задача данной беседы — показать, что эта экологическая направленность "Яблока" определяется пониманием того, что накопившиеся экологические проблемы России надо решать и как можно быстрее.
Беседовала Ольга Гуленок