Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Мы люди самых честных правил

Мы люди самых честных правил

Виталий Гинзбург: Но есть нюанс

21.01.2025 • Виталий Гинзбург

Жабогадюкинг в белом пальто прекрасной россии будущего. Карикатура А.Петренко: t.me/PetrenkoAndryi

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

А.С. Пушкин "Признание"

В энциклопедии русской жизни А. Пушкин, как известно, говорил о существовании хотя бы одного человека, придерживающегося самых честных правил.

Правда, НАШЕ ВСЕ оставило мир в неведении, не по этой ли причине дядя не в шутку занемог. Ведь племянник честно размышлял о том, как скоро черт возьмет честного дядю к себе. Да и если в этом его пример и другим наука, то есть основания задуматься.

Почти через 170 лет в энциклопедии русской души В. Ерофеев написал: "В России по определению нет ни одного честного человека".

Несмотря на гиперболизацию подобного утверждения, невозможно не согласиться с тем, что русская литература на протяжении достаточно длительного времени занимается поиском честного человека в России. Тем более что Астольф де Кюстин, проявив уникальную наблюдательность, всего за несколько месяцев понял, что честный человек в России представляет опасность.

Поскольку упомянутая литература не преуспела, тему честного человека взяла на вооружение российская оппозиция и, выйдя из народа, не просто повесила на выходе лозунг: "Не врать и не воровать!", а сразу же провозгласила себя моральным камертоном. Что из этого не получилось, всем известно, повторяться бессмысленно.

Но все-таки есть смысл разобраться в том, что российская оппозиция в массе своей все же делает честно.

Во-первых, она честно имитирует оппозицию, искренне или за деньги, но веря в свою правоту. Оппозиция — это борьба за власть. Как боролся за нее Навальный с помощью С. Собянина, АП и ЕР на выборах мэра Москвы, всем известно. Каким образом УГ, полдники против Путина, фонарики или русские марши являются средством борьбы за власть, тоже всем понятно. Даже реальные жертвы, как бы цинично это ни звучало, ничего общего с борьбой за власть не имеют. Это лишь издержки или декорации. Но они в это верят и убеждают в этом широкие слои своей секты.

Исходя из последних более чем ста лет российской истории и мирового опыта, следует, что оппозиция — это не просто декларативная борьба за власть, а прежде всего формирование привлекательной и необратимой как альтернативы действующей власти, так и модели функционирования государства в будущем. Именно этого заслуженные борцы за Одну Счастливую Зону не просто честно избегают, но просто честно боятся. И им в этом можно верить. Ведь история России — это череда в основном неудачных, а самое главное — легко обратимых реформ, что невозможно опровергнуть.

Но есть нюанс.

Нельзя выпускать из вида удачные и необратимые реформы, которые тоже были. Провозглашение независимости Финляндии, Польши, балтийских государств и распад СССР — это, с одной стороны, освободительное движение, а с другой — это и есть часть реформы России, которая стратегически удачна и необратима. Тем более что русские диаспоры в большинстве своем поддержали независимость и вписались в политические нации.

Когда оппозиция говорит о мирной, свободной и демократической России, но игнорирует этот опыт и не говорит о приоритете свободы, она искренне врет.

Во-вторых, привлекательная альтернатива существующей России — это не русская народная сказка, не прекрасная и счастливая, а рациональная. Более того, эта альтернатива не может быть приятной во всех отношениях. Она порой неприятна, требует большого труда и прежде всего над собой, покаяния, работы над ошибками, признания собственной ответственности.

Но именно честной позиции по этим вопросам совершенно искренне противопоставляются утопии ПРБ, "секты борцов за народное счастье" и т.д.

Ведь можно до хрипоты спорить о том, как честно не менять содержание, пытаться изменить форму России. И при этом не имея ни возможности, ни желания говорить о привлекательной модели, искренне уходить от ответов на вопросы, которые поставила жизнь.

В-третьих, они честно всех ненавидят и столь же честно борются с ненавистью. Они требуют уважения к своей ненависти и своему отсутствию достоинства.

Недавние дискуссии вокруг публикаций Ю. Латыниной, честно борющейся и против Украины, и против В. Зеленского, публично сказавшего, что он не уважает ни Путина, ни русский народ, или Игоря Эйдмана, занимающего противоположную позицию, вызвал шквал честного оппозиционного рашизма. Они постоянно честно создают и столь же честно пытаются одновременно решить взаимоисключающие проблемы. Требуют уважения и делают все, чтобы его исключить.

В-четвертых, они честно не хотят выйти из народа и столь же честно не хотят освободить и русских и нерусских от той России, которая пока оказывается единственно реальной и возможной. Они абсолютно честно боятся и думать об этом и принять за это ответственность. Вместо этого они подменяют понятия и борьбу за свободу борьбой против Путина, честно не желая признавать, что и Путин и Непутин, независимо от фамилии и личности, — это разные пути в один и тоже тупик.

В-пятых, оппозиция — это объединение единомышленников, а не единомыслящих и единознающих то, чего хочет и чего не хочет народ, который не понял своего счастья от Навального и продолжает не понимать от И. Яшина, В. Кара-Мурзы, Ю. Навальной и им подобных.

Они абсолютно искренне борются не за правду или за истину, что в России традиционно не тождественно, а, прежде всего, за свою правоту. Разумеется, такая честность может быть охарактеризована как гуманистическая ложь. И определена как "Русская правда", представляющая собой ложь во спасение русской души и ее обители-России. Ложь не из корысти, а из таким образом понимаемых благородства и гуманизма. Во избежание шока и стресса от реальной, а не русской правды.

Но в таком случае устройство жизни в противовес и правде, и здравому смыслу, и обычаям других народов на территории России никогда не изменится.

Об авторе:

Виталий Гинзбург