Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // "Триумф воли" постмодернистских умников

"Триумф воли" постмодернистских умников

Иосиф Гальперин: Тех, кто не может не творить, не испугает, а научит быть еще прозорливее, еще умнее, еще честнее

28.07.2024 • Иосиф Гальперин

Тема обширная, классическая, а я зайду с края нынешнего российского идиотизма. Запреты и табу — органическая часть культуры, но при развитии они меняются, израстают, в любом случае двигаются не назад. А здесь — вот это вот всё: рассмотрение в художественном произведении проблем наркомании ли, исламского ли экстремизма или самоопределения по гендерному признаку объявляется пропагандой "чуждых традиционным ценностей" и в связи с этим еще почему-то преследуется по мутным уголовным законам. То есть кроме пропагандистских целей за живой культурой не признается ни цель познания, ни цель расширения возможностей искусства, ни цель "открытия глаз" обществу. И вообще, творчество — это вождение плакатным пером по трафарету. Очевидно, сказывается профессиональная деформация заказчиков репрессий — птенцов еще лампового инкубатора КГБ.

Вот только не перо к штыку они приравняли, а клавиатуру к огнемету "Солнцепек", жгут культуру тотально. За театральную постановку дали Жене Беркович и Светлане Петрийчук "прицепом" к "Золотой маске" по шесть лет отсидки, последовательно внедряют железный занавес в интернете, искореняют вражеские/иноагентские книги и пытаются заменить прежних кумиров поп-музыки, не оправдавших благосклонности/близорукости властей, лужеными z-пропагандистами.

И тут нам умные люди объясняют, какие это интеллектуалы сидят в бункере Кириенко/Громова. Там все понимают и предпринимают единственно правильные (для себя) решения, когда запускают свой "Солнцепек", обеспечивая сохранность власти начальства. Выжечь саму возможность рассуждать самостоятельно, не допускать к массовому сознанию сомнений и колебаний — такие уроки они вынесли из истории диктатур ближайшего времени, воспринявшие Третий рейх в кино как вершину человеческой организации. Задачу выполнят, поляну истопчут, а что там будет дальше — уже не их служебного ума дело.

И задача бессмысленная, поскольку ее выполнение грозит исчезновением не только культуры, но и всякой общественной жизни, распадом ее кровеносных связей, окостенением госструктуры — и, следовательно, распадом самого нынешнего государства вместе с верхушкой. И исполнение идиотское. На какие массы влияли камерные постановки театриков? Показательная порка запугает фриков?

Но тех, кто не может не творить, не испугает, а научит быть еще прозорливее, еще умнее, еще честнее.

К чему приведет пожелание бывшего писателя Прилепина внедрить произведения участников СВО в школьную программу? К когнитивному диссонансу бедных детишек, растерянно переводящих взгляд с русской правдоискательской классики на "духоподъемное" убожество скопированных геройских комиксов. Понятно, что "топтуны" и их сподвижники пытаются под артиллерийский шумок занять денежную и статусную поляну, раз выпал такой ретроградный случай. Тогда уж запретите "Муму" — чувство эмпатии нельзя развивать параллельно с прославлением массовых убийств.

Кроме того, школьное воспитание — процесс долгий, неужели вы рассчитываете хотя бы на десять лет своей ублюдочной власти? А кончится она — какие душевные калеки будут решать вашу постаревшую судьбу?

YouTube отключаете с садистским постепенным замедлением, запускаете взлет певца Дронова к заветной вершине "заслуженного артиста" и параллельно объявляете иноагентом гордость российской музыки, мировую звезду пианиста Евгения Кисина — то есть отлучаете от культурного общения миллионы людей, вставших на его новую ступень за последние десятилетия. Возможно, вы не настолько стратегически сильны, как об этом говорят инсайдеры-политологи, и думаете лишь о "конкурентах-пропагандистах", видя их в говорящих головах оппозиции, следите за видеоблогерами и завидуете их заработкам, не замечая умнейших лекторов и распахнутые интернетом сокровищницы знаний, музыки, театров и кино.

Не учатся "интеллектуалы", не помнят о запретных плодах джаза и битлов.

Судят о массах по картинкам из депрессивных деревень. Записей на "костях" — рентгеновских пленках — не будет, но флешки вы у всех отобрать не сможете! А если попытаетесь потом, придется и радио, и домашние библиотеки запретить, свезти (в лучшем случае) все книги в спецхраны и выдавать по бумажке из райотдела "ветеранов СВО".

И вот тогда, подняв взор от опустевших гаджетов, массы увидят схлопывающуюся пустоту. То есть "триумф воли" постмодернистских умников, гордость за причастность к решительным зигзагам путинизма — попытка элементарного оскотинивания россиян, опасного и государству, и массам, и его проводникам. Творческая, так сказать, работа интеллекта не на разрыв аорты, а на разрыв существования людей на просторах б. РФ. Если они и это стерпят — что ж...

Об авторе:

Иосиф Гальперин