В минувшие выходные в Хельсинки состоялся первый митинг создаваемой организации, призванной защищать интересы политических беженцев из России. При этом, условия для беженцев в Финляндии одни из лучших в Евросоюзе.
Какие же права пришли защищать к зданию финского Парламента семеро эмигрантов из России? А пришли они туда, чтобы, как следует из поданного ими уведомления в полицию: "обратить внимание властей Финляндии на принятую Европарламентом 29.02.2024 резолюцию, которая гласит:
20. Призывает государства-члены избегать необоснованного и непропорционального применения ограничительных мер в отношении лиц, ищущих убежища от действующего российского правительства и борющихся против него;
21. Призывает упростить для российских диссидентов в ЕС процедуры регистрации организаций и юридических лиц, открытия банковских счетов и выполнения других административных задач, чтобы они могли продолжать свою работу в изгнании".
Поэтому единственный транспарантом на этом митинге был листок с надписью на финском языке: "Мы не можем бороться с российским режимом!".
Действительно, а есть ли у организаторов митинга возможность "продолжать свою работу в изгнании" по борьбе с путинским режимом? Прежде, чем попасть на митинг, все они проехали многие сотни километров. Ведь они, в соответствии со своим статусом просителя политического убежища, лишены права выбирать себе место жительства на территории Финляндии, и разбросаны по ней от лапландской тундры до лесов Северной Карелии. В Хельсинки они впервые увидели друг друга и, разъехались после этого, чтобы продолжать свою работу по созданию организации онлайн. Единственным документом, удостоверяющим их личность, является ламинированная бумажка от приёмного центра, по которой нельзя открыть банковский счет и карту, чтобы приобретать билеты на транспорт и, делать покупки через интернет. Даже почту по ней получить невозможно без присутствия сотрудника приемного центра, который должен подтвердить их личность. А ведь некоторые просители убежища живут на расстоянии в десятки километров от этого центра! Выехать за пределы Финляндии, чтобы принять участие в форумах российской оппозиции в Европе они тоже не могут.
Но всё это не главные причины, мешающие политэмигрантам заниматься продолжением начатой в России борьбы с режимом. Главная – неопределенность. В поисках сторонников мы нашли несколько политбеженцев, пребывающих в статусе просителя убежища от 4 до 7 лет! А тех, кто "подался" на убежище после того, как в России началась мобилизация, вообще даже ещё ни разу не вызывали для собеседования в миграционную службу "Мигри". При том, что максимальный, предусмотренный законом срок рассмотрения просьбы об убежище 21 месяц.
Как мы изначально и полагали, людей, которых интересуют проблемы политических беженцев, во всей Финляндии, с её 100-тысячной русской диаспорой, оказалось очень немного. На наши объявления откликнулось менее 10 человек, удовлетворяющих нашим, довольно высоким требованиям. Мы искали людей, которые ещё до 24.02.2022 боролись с путинским режимом в составе организованной группы и, продолжают это делать и сейчас, находясь в эмиграции. Известно, что большинство эмигрировавших после 24.02.2022 считает себя политическими беженцами, но подтвердить это им нечем, кроме как тем, что они "против Путина". Поэтому, при вступлении в организацию приветствовалось наличие судимости, уголовного преследования, объявления в розыск, иноагенство, выигрыши в ЕСПЧ и, членство в нежелательных и экстремистских организациях. Всё это легко проверить как нам, так и миграционной службе. Но мы будем рады видеть в наших рядах и других российских граждан, разделяющих наши цели.
Собственно, без них нам и не обойтись, т.к. для регистрации общественной организации нам требуется найти не менее трех человек, имеющих финский ВНЖ, которого у нас пока нет. Без организации на наши письма и обращения никто отвечать не будет. Но политические в Финляндию или не едут, или, получив убежище, быстро забывают и про политику и, про ожидающих политического убежища соотечественников. Во всяком случае, федерально известных оппозиционных политиков в Финляндии нет. А приехавшими за последние 2 года и, ожидающими убежища россиянами, рулят непонятно откуда взявшиеся личности с двойным гражданством, никогда до этого, ни в России, ни в Финляндии, политикой не занимавшиеся.
После шумно отпразднованной "победы" Даванкова над Путиным, политическая жизнь русскоязычных в Финляндии, свелась к написанию писем политзаключенным и организации передвижных выставок с их портретами. Уверен, если бы эти политзаключенные, среди которых есть и мои товарищи, были бы чуть удачливее и, успели бы уехать до ареста, например в Финляндию, то здесь бы они, также годами ждали бы убежища, сидя по медвежьим углам. А местная публика не испытывала бы ни к ним, ни к их политическим взглядам никакого интереса. Интерес эта публика испытывает к тем, кто добровольно остался в России и сел в тюрьму. При этом они не придают значения тому, что политзаключенные успели сделать до ареста. Перспективу облегчить положение сразу всех приехавших россиян мы оцениваем отрицательно, т.к. местное население расценивает это как поощрение усиления миграции в их страну.
Считаю, что низкий интерес к нашей организации и, к проведённому нами митингу объясняется тем, что в Финляндии большинство беженцев из России не считают, что вышеприведенные призывы из резолюции Европарламента имеют к ним хоть какое-либо отношение, либо справедливо полагают, что не смогут это доказать в миграционной службе.
Нас это не пугает, и мы намерены продолжать попытки создать и зарегистрировать организацию именно "политических беженцев". Ибо, если мы не способны сами помочь себе, вряд ли кто-нибудь будет считать, что мы способны помочь другим.
Председатель оргкомитета по созданию организации Русскоязычные друзья Финляндии", постоянный участник "Форума свободной России".