Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Куда светит Прометей?

Куда светит Прометей?

Виталий Гинзбург: Проект "Россия" себя изжил, прежде всего в силу своего иррационализма

19.09.2023 • Виталий Гинзбург

Прометей. Кадр из мультфильма

Некоторое время назад наш коллега Януш Бугайски опубликовал блестящую статью "Новый Прометеизм".

Казалось бы, вопрос о распаде России, освобождении народов и регионов от вековой зависимости Москвы и ее страшные последствия сегодня настолько очевидны, что и обсуждать здесь нечего. Достаточно одной фразы:

Риски продолжения существования России как единого государства существенно превышают риски ее распада, чтобы поставить этот вопрос на повестку дня и начать диалог с местными элитами.

Кроме всего прочего, это существенным образом способствовало бы и Победе Украины и консолидации всех антипутинских сил в России.

Однако это не всеми воспринимается однозначно. И здесь есть одна существенная причина.

Прометеизм — это борьба за свободу. Но свобода — это функция рационального поведения и общества. В иррациональных обществах свобода или себя дискредитирует, или оборачивается в различные антиутопии.

Я полностью разделяю подход к периодизации прометеистского движения в России. Но успехи в обретении свободы на первых двух этапах были бы вовсе неочевидны, если бы Прометеизм развивался вне РАЦИОНАЛИЗАЦИИ России. Россия сегодня, как и сто лет назад абсолютно иррациональна.

Соответственно, освобождение Финляндии, Польши и государств Балтики сто лет назад по своему содержанию представляет собой удачное сочетание двух процессов — ПРОМЕТЕИЗМА и РАЦИОНАЛИЗАЦИИ России.

На примере Польши мы прекрасно видим, что стремление польского народа к свободе было реализовано именно в этом виде, а не в виде победы в многочисленных восстаниях. Прежде всего, в силу несопоставимости ресурсов империи и ПРОМЕТЕИЗМА одной из ее частей.

Эти народы смогли тогда воплотить идеи ПРОМЕТЕИЗМА в полном объеме посредством построения правовых, демократических государств. Стремление других народов и регионов империи к освобождению в то время реализовано не было.

В 1991 г. возникла несколько иная ситуация. В СССР обострился системный кризис иррационализма. М.С. Горбачев пытался преодолеть его посредством РАЦИОНАЛИЗАЦИИ страны в формате заключения нового Союзного Договора. Что из этого вышло, мы знаем, и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ произошла не в форме учреждения нового Союза, а в форме РАСПАДА.

Если рассматривать эту ситуацию в дихотомии свобода — рационализация, то вырисовывается следующая картина. Государства Балтии — это сочетание ПРОМЕТЕИЗМА и РАЦИОНАЛИЗАЦИИ по содержанию. Для остальных постсоветских государств и народов свобода была получена в результате различных усилий, а порою и вопреки им, то есть она в большей степени была формальной, процесс ее обретения затянулся и бенефициарами свободы не везде и не в полной мере стали народы. Соответственно, цели ПРОМЕТЕИЗМА были достигнуты в большей степени формально, хотя по содержанию РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ была реализована.

Однако говоря о ПРОМЕТЕИЗМЕ в нынешней России, следует отметить несколько существенных обстоятельств.

Во-первых, сегодняшняя Россия находится на пике своего иррационализма. По сути, в стране реализуется план ПЯТЬ ДЕ.

Безусловно, это и характеризует системный кризис российского государства, усугубляет его и таким образом способствует стремлению народов и регионов России к освобождению.

Во-вторых, свобода в России сегодня находится под беспрецедентным давлением. Причем оно осуществляется со всех сторон:

— Со стороны государства. Полагаю, что это даже не имеет смысла комментировать.

— Со стороны отдельных сил российской оппозиции, которые мною характеризуются как иррациональные. Это, прежде всего, ФБК и ряд других, которые в своих моделях реформирования России практически исключают как построение демократии снизу, так и неотъемлемое право людей, народов и регионов на свободу. При том, что это и по смыслу, и по содержанию предусмотрено даже в действующей Конституции России.

— Со стороны Запада, который повторяет ошибки тридцатилетней давности и вновь пытается подпереть ветшающую конструкцию российской государственности.

В-третьих, движение к независимости осложнено такими факторами, как сложная демографическая ситуация в национальных республиках, искусственное административно-территориальное деление и т.д.

В-четвертых, против свободы народов и регионов работает крупная собственность, которая, будучи распределенной вопреки их интересам, оказалась под контролем Путина, его ближайшего окружения и его фронтменов. Ничего подобного и близко не было ни в 1917, ни в 1991 гг.

В-пятых, стремления к свободе нет у человека с мизерными потребностями, заниженной самооценкой и преимущественно неконкурентоспособного на рынке труда.

В-шестых, понятия Свобода, Либерализм и т.д. в массовом российском сознании сильно дискредитированы прежде всего усилиями российской пропаганды.

Этот анализ можно продолжать, углублять, аргументировать.

Но, даже исходя из вышесказанного, крайне важно сделать из этого правильные выводы.

Проект "Россия" себя изжил, прежде всего в силу своего иррационализма.

Новый ПРОМЕТЕИЗМ в настоящее время лишь формируется. В то же время запрос на свободу еще не сформировался, несмотря на явное ослабление государства и его силовой составляющей. Имеют место как пассивность, так и определенное нарастание протестных настроений. Сочетание этих факторов крайне сложно конвертировать в полноценный ПРОМЕТЕИЗМ по образцу Польши, Финляндии или стран Балтии, но вполне возможно РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ.

Рационализация — это необратимая легитимизация здравого смысла. Это своего рода перепрограммирование всего государства, общества и прежде всего субъектов этого процесса на категории разумное, целесообразное и обоснованное. Без этого здравая идея РАЦИОНАЛИЗАЦИИ мгновенно превращается в МАРГИНАЛИЗАЦИЮ и дискредитирует себя. Иными словами, игра с положительной суммой, при которой выигрывают все, мгновенно превращается в свой антипод — игру с отрицательной суммой, при которой все проигрывают.

В этой связи целесообразно определить принципы РАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

1. Это нерушимость и неприкосновенность существующих административно- территориальных границ. Все субъекты этого процесса должны понимать, что это первый шаг к успеху, без которого дальнейшее движение просто бессмысленно. Успех в развитии государств Балтии начался именно с этого шага, когда и Эстония и Латвия заключили договоры о границе с Россией без территориальных претензий. При этом они ради успеха своей государственности отказались от территориальных претензий менее чем полувековой давности. Это позволило им выйти из зоны притяжения России и войти и в ЕС, и в НАТО.

2. Отказ от размещения и производства на своей территории ЯО и передача имеющегося ЯО международным организациям под контролем МАГАТЭ в обмен на юридически значимые международные гарантии безопасности.

3. Гуманитарный прагматизм. На сегодняшний день и правительства в изгнании, и инициативные, провозгласившие своей целью освобождение народов и территорий, должны чётко уяснить, что тезис РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — это не МАРГИНАЛИЗАЦИЯ и базируется на основных нормах и принципах гуманитарного права и не предполагает ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ.

Модель устройства Чечни и модель устройства других будущих построссийских государств, претендующих на международное признание и поддержку, будут разными в силу разных демографических ситуаций в регионах.

Хочу сослаться на опыт балтийских государств в таком остром вопросе, как языковая политика.

Де-факто это и есть рационализм, который был принят большинством русскоязычного населения в обмен на демократию и правовое государство (можно сколько угодно спорить по этому вопросу, но это реально). С позиций сегодняшнего дня сложно было бы представить себе другое. В итоге сегодня по такому резонансному вопросу, как оценка действий России в войне против Украины, согласно последнему опросу общественного мнения в Латвии, порядка 30% русскоязычного населения Латвии высказали свои позиции — от понимания до одобрения. Это немало, но это лишь подтверждение того, что несмотря на российскую пропаганду абсолютное большинство русскоязычных граждан Латвии поддерживают, прежде всего, привлекательную модель государства, в котором они проживают.

Соответственно, в таких регионах, как Башкортостан, Бурятия и др., где коренное население в меньшинстве, необходимо будет вырабатывать привлекательную и правовую модель для совместного проживания народов.

Есть еще один принципиальный аспект.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ России невозможна без создания одного или нескольких русских государств.

Уже немало написано о том, что Ингрия, Залесье, Балтийская Республика (Калининградская область), Сибирь — это русские государства, которые также должны создать привлекательные модели устройства. Русское национальное государство (или несколько), которые будут конкурировать за русских не историей, а уровнем жизни — это самый лучший способ предупреждения межнациональных конфликтов.

И идеальная ситуация, при которой национальные государства будут не выживать русских ради этничности, а бороться за них в прагматичных целях.

Возможно, это и можно будет назвать независимостью ради свободы, в унисон с известным литературным героем. Но это длительный процесс.

4. Отдельный вопрос — это ДЕлегитимизация путинского режима, в особенности собственности как Путина, так и его ближайшего окружения, а также фронтменов. В ходе приватизации собственность была, по сути, похищена у регионов. Однако никаких правовых способов решения этой проблемы в рамках Единой России нет. Поскольку эта собственность используется как в интересах, так и в соучастии в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, то именно это является важным инструментом для рационализации России и обеспечения независимости ее народов и регионов. Возвращение этой собственности в распоряжение народов и регионов будет способствовать становлению их свободы.

5. При распаде СССР Запад получил реальную экономию на военных расходах в сумме не менее 1,5 триллионов долларов. Подобная тенденция должна стать существенным фактором поддержки и ПРОМЕТЕИЗМА и РАЦИОНАЛИЗАЦИИ России. Следуя этой логике, возможно стимулировать процессы формирования независимых государств. Это касается и права народов и регионов на свободу, и стремление к ядерному разоружению, и желание разрешить конфликтные ситуации, которые десятилетиями не в состоянии решить иррациональные советская и российская власти. Подписанная на Форуме в Токио Декларация — лучшее тому подтверждение.

Сегодняшняя Россия — это уже не просто империя зла, как ее определили незадолго до распада СССР. Это два ЗЛА. АБСОЛЮТНОЕ — в виде Русской Матрицы и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ в виде российской власти.

Рационализация России, освобождение ее народов и регионов — это шанс на свободу и гарантия раскола это ЗЛА, сокращения его ресурсов. И в этом направлении самое опасное — ничего не делать, не способствовать этим процессам.

И не забывать высказывание Марка Аврелия: "Кто не рискует, тот рискует значительно больше".

Об авторе:

Виталий Гинзбург