Война против Украины — самая жестокая и кровавая в Европе после Второй мировой — случилась не вдруг. К ней вела вся логика предыдущих военных кампаний Путина, на которые он не получал адекватного ответа ни от мирового сообщества, ни от российской общественности, включая, увы, российских либералов. Особенно это касается чеченской и грузинской войн.
Путин не в 22-м году, полномасштабно напав на Украину, стал исчадием ада, Гитлером XXI века, абсолютным Злом. Он был таковым с самого начала, не будучи еще президентом, при Дедушке, когда взорвал дома со спящими своими же российскими гражданами. Взорвал и свалил вину за эти теракты на чеченцев, чтобы получить повод ко Второй чеченской войне.
Это был самый чудовищный по циничности и масштабам навет в современной истории. Так проводилась в жизнь целенаправленная политика очернения ичкерийцев, начатая еще Ельциным. Так ковался образ народа-террориста, варваров, которых надо истреблять. Эту наживку, к сожалению, заглотили и российские либералы. О чем говорить, если даже Борис Немцов с пониманием отнесся к бомбежкам Чечни, настаивал на необходимости "наведения конституционного порядка на Кавказе" и хвалил Путина за методы, которыми тот конституционный порядок наводил: "...он (Путин. — В.З.) не боится принимать сложные для себя решения, потому что решения по поводу единства России, наведения порядка на Кавказе, по борьбе с терроризмом — это ответственные решения. За них придется отвечать, если не дай бог чего случится. А случиться может — вы знаете, какие бомбежки сейчас идут. Но он этого не боится".
История с агрессией России против Грузии, 15-летие которой приходится на 8 августа, — из того же ряда. С отличиями в деталях. В мировом терроризме грузин трудно было обвинить, но устраивать в течение нескольких лет провокации и даже теракты на грузинской территории, а потом свалить вину за эскалацию, приведшую к войне, на "грузиногитлера Саакашвили" — это запросто. И словно дрессированные, многие российские либералы наперебой стали говорить об авантюристе Саакашвили, посмевшем сопротивляться путинской агрессии, и ставить его на одну доску с Путиным, и посылать его вместе с Путиным в Гаагу. Они талдычили о том, что это Грузия спровоцировала миролюбивую Россию, втянула ее в войну, не оставив той другого выхода. Самые "объективные" из таких россиян в лучшем случае говорили о том, что "не все так однозначно" и что здесь нет правых и виноватых — все хороши.
Не было и близко понимания, что и в случае Ичкерии, и в случае Сакартвело все было как раз очень однозначно и Путин был абсолютным Злом уже тогда. Россия, Путин устроили геноцид Чечни, Россия, Путин развязали войну против Грузии.
Нынешняя война в Украине, которая стала логическим и неизбежным продолжением предыдущих военных кампаний Путина, высветила уже для многих эту очевидную и раньше для людей мыслящих, людей с эмпатией истину. Которая почему-то оказалась такой труднопостижимой для большинства российских демократов. Не знаю даже, что это было: интеллектуальная лень или элементарный страх российских либералов осознать страшную правду о Путине и России.
Именно украинская война заставила многих по-новому взглянуть на чеченскую и грузинскую кампании, многое понять в методах работы российских спецслужб и российской пропаганды. Пропаганды, которая уже в то время была подразделением путинских войск и лепила из чеченцев мировых террористов задолго до того, как она стала делать из украинцев "укронацистов". И обвиняла Саакашвили в бомбежках Цхинвали, что стало поводом к вторжению в Грузию, — задолго до обвинений Украины в восьмилетних бомбежках Донбасса, что "не оставило Путину другого выхода", кроме как начать "Специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины". Методология, как видим, не менялась все эти годы.
Приведу сухие цитаты из российских либералов, относящиеся к грузинской кампании 2008 года. Сегодня трудно поверить, что вот это говорилось о Грузии и Саакашвили демократами и их лидерами. Возможно, не поверят они сами, настолько теперь, на фоне украинской войны, даже слабовидящим стало, надеюсь, ясно, кто стопроцентный агрессор, кто абсолютное Зло. Возможно (тоже надеюсь), некоторые даже устыдятся своих тогдашних слов.
Виктор Шендерович, 14 августа 2008: "Про Саакашвили особого спора не получится. После того, что этот герой устроил в Цхинвали, ему действительно было бы полезно отдохнуть в Гааге".
Алексей Навальный, 8 августа 2008:
"В современных условиях авторитет базируется только на силе и способности применять эту силу разумно и там, где надо.
Уверен, что сейчас как раз "надо".
Россия должна предпринять следующие шаги (как минимум):
1. Оказать серьёзную военную и финансовую помощь ЮО и Абхазии (в тех размерах, в которых Абхазия готова реально воевать в ЮО).
2. Объявить ЮО зоной, закрытой для полётов, и немедленно сбивать все воздушные суда, оказавшиеся в этой зоне.
3. Объявить полную блокаду Грузии. Прекратить с ней любое сообщение.
4. Выдворить за пределы РФ всех находящихся на нашей территории граждан Грузии.
В дальнейшем действовать по ситуации, но при этом отдавать себе отчёт в том, что, конечно, запулить крылатой ракетой по генштабу грызунов очень хочется, но грызуны только этого и ждут".
Борис Немцов, 10 августа 2008: "Сотни убитых мирных жителей, женщин, детей, стариков — вот цена авантюры Саакашвили, попытавшегося силовым образом вернуть контроль над Южной Осетией. Никакого оправдания этим действиям, в том числе и объяснение, что это попытка восстановить целостность Грузии, — быть не может.
Многие в нашей стране возмущаются и недоумевают, почему до сих пор российская армия не может привести в чувство немногочисленные грузинские воинские подразделения. Объяснение, что эта территория, пусть и формально принадлежит Грузии, не выдерживает критики, поскольку в результате грузинской операции были убиты десятки миротворцев и сотни мирных жителей — граждан России. Так что участие российских боевых частей в операции оправдано.
...А до тех пор, пока это не произойдет, так и будем задавать горькие вопросы, почему бездействуют наша 58-я армия и прославленная 76-я дивизия ВДВ" (выделено мной. — В. З.).
Он же, видеоинтервью:
"У американцев показывали, как грузины взяли Цхинвали... Как стреляли из орудий по домам — все это показывали в Америке. Но тем не менее: Саакашвили хороший, Путин — плохой.
Моя версия: они оба одинаковы. Вы уж извините, но они оба... знаете, хрен редьки не слаще.
Конечно, Саакашвили далеко до Путина. У него нет таких возможностей. Но то, что они похожи, — это точно.
И, кстати, их ненависть друг к другу — из теории Дарвина происходит. Они же близкие, а внутривидовая борьба самая жестокая. Они из-за этого так сильно ненавидят друг друга. Поэтому я считаю, что американская картинка: этот хороший, этот плохой — это неправильная картинка. Она более сложная".
Заявление Объединенного гражданского фронта, 11 августа 2008:
"Военная авантюра президента Грузии Михаила Саакашвили в Южной Осетии стала возможной в результате многолетней бездарной и лицемерной политики российского руководства на Кавказе в целом и в отношении Грузии в частности...
...непризнанные республики стали естественным объектом агрессивной политики Тбилиси — а между тем Россия на словах никогда не ставила под сомнение территориальную целостность Грузии, что только подстегивало тамошних "ястребов"... Почему после атаки превосходящих сил противника на российских миротворцев в Цхинвали официальные лица несколько часов находятся в состоянии ступора и не спешат с оказанием военной помощи?" (выделено мной. — В.З.)
Заявление РОДП "ЯБЛОКО", 10 августа 2008:
"Ввод грузинских войск в зону ответственности миротворческого контингента и попытка решения запущенного серьезного межнационального конфликта методами "конституционных мер по наведению мира и правопорядка" с использованием регулярной армии и тяжелого вооружения, — привели, как и следовало ожидать, к прямо обратным результатам — массовой гибели гражданского населения, огромным разрушениям. Обстановка в Цхинвали перешла грань гуманитарной катастрофы. Усилились потоки беженцев. Жизнь военнослужащих миротворческого контингента оказалась под непосредственной угрозой.
Не располагая всей полнотой политической и оперативной информации, мы все же имеем основания полагать, что в сложившихся конкретных условиях Президент России не имел другого выхода, кроме как пойти на немедленное применение силы в целях уменьшения числа жертв неконтролируемого конфликта. Необходимость немедленной защиты людей может служить основанием для действий, которые не прописаны напрямую в каких-либо нормах национального или международного права" (выделено мной. — В.З.).
Владимир Лукин, в то время уполномоченный по правам человека при людоеде, 10 августа 2008:
"Кто ответственен за массовые разрушения городов, сел и кто, кто дал указание соответствующее и кто это осуществляет, и гибель мирных, ни в чем неповинных людей — детей, женщин и так далее? Кто уничтожил город Цхинвал в огне и превратил его просто в нежилой город в течение буквально одной ночи? И кто убивал массовым, совершенно неразборчивым образом?
Я глубоко убежден, что абсолютно необходимо на очень серьезном международном уровне разобраться прежде всего с этой проблемой, найти ответственных, и этих ответственных привлечь к законному международному суду. Может быть, для этого стоит специально сделать международный трибунал по этому случаю, — как делались неоднократно международные трибуналы по другим случаям массового истребления людей и массового разрушения городов".
Из "Заявления российских демократических политиков", 19 августа 2008 (среди подписантов: Никита Белых, Гарри Каспаров, Владимир Милов, Борис Немцов, Лев Пономарев, Илья Яшин):
"Проиграло грузинское руководство, предпринявшее недопустимые действия по обстрелу районов проживания мирного населения с применением тяжелых вооружений в ходе штурма Цхинвали. Теперь ясно, чего стоят декларируемые намерения президента Саакашвили решать проблемы непризнанных территорий мирными средствами. Проиграли те силы на Западе, которые выступали за безоговорочную поддержку грузинского руководства в стремлении к силовому решению этих проблем".
Сегодня, когда Украина возвращает свои территории как раз военным путем; когда есть понимание, что мирными средствами это сделать невозможно; более того, когда тех западных путинферштееров, кто предлагает вести с Путиным какие-то "мирные" переговоры без того, чтобы вермахт безоговорочно покинул украинские территории, считают чуть ли не пособниками агрессора — сентенции российских либералов 2008 года о принципиальной недопустимости восстановления суверенитета Грузии военным путем, о том, что сделавший эту безумную попытку Саакашивили должен отправляться вместе с Путиным в Гаагу, выглядят по меньшей мере странными. — Или, если следовать этой логике, этим диким установкам не сметь сопротивляться агрессору военным путем, Зеленского с Залужным тоже следует отправить в Гаагу?
Российские демократы/либералы вот такой своей двойственной, мягко говоря, позицией оказали хорошую услугу Путину, легитимизируя его военные авантюры. По существу, став соАрхитекторами его агрессивной политики, его военных кампаний, его военных преступлений.
Тем, кто скажет, что легко мне быть умным задним числом, предлагаю выдержки из моей статьи "Сто дней президента Медведева и Кавказская война", опубликованной в нашей газете "Рубеж" в августовском спецвыпуске 2008 года, посвященном грузинской войне:
"Честно говоря, 8 августа, в первый день военных действий, когда "Грузия вероломно начала агрессию против Южной Осетии", я не думал, что Россия решится на открытое вмешательство, на бомбардировки грузинских сел и городов, не имеющих к зоне конфликта никакого отношения. Я полагал, что, например, военные будут посланы туда под видом неуправляемых добровольцев, этакая самодеятельность, патриотический порыв (как в 2014 году он действовал в Крыму и на Донбассе, что получило название "гибридной войны". — Сегодняшнее примечание, В.З.). Но что режим обнаглеет до откровенной агрессии, как-то не укладывалось в голове. Если у Медведева есть хоть какие-то либеральные устремления, если он хоть как-то верит в свой лозунг "Свобода лучше несвободы", но раньше не мог ничего предпринять то ли из страха перед Путиным, то ли из-за договоренностей с ним, то теперь Саакашвили, по верному замечанию Латыниной, предоставил великолепный "шанс для президента Медведева и для России". Но президент Медведев опять пошел на поводу у силовиков и Путина. И еще издевательски заявил, что Россия, оказывается, гарант мира для народов Кавказа. Или он и вправду так думает?
Теперь о "поджигателях" этой войны. Мне уже пришлось выслушать от некоторых наших соотечественников здесь гневные тирады в адрес Саакашвили, что он полный придурок и т.д. Такое ощущение, что эти люди живут в самой России и смотрят только ОРТ. Хотя и там, кстати, при желании можно заглянуть хотя бы в интернет. Но если бы речь шла только о простых людях! Увы, даже многие либеральные политики и журналисты, а также правозащитники в лучшем случае считают, что Саакашвили поступил опрометчиво, не просчитал реакцию России, поддался на провокацию, в худшем же случае посылают Саакашвили, как и Путина, прямиком в Гаагу, в компанию к Милошевичу и психиатру Караджичу.
Не будем вспоминать прошлое — как в небе Грузии оказывались какие-то неопознанные объекты, которые затем становились опознанными российскими самолетами, как таинственным образом на ее территории взрывались газопроводы и т.д. Но вот правозащитники в своем заявлении по поводу войны в Южной Осетии пишут об "обстрелах грузинских сел со стороны вооруженных формирований режима Эдуарда Кокойты" (имеются в виду обстрелы до 8 августа). Эту же информацию подтверждает и Юлия Латынина: "Из города (Цхинвали — В.З.) стреляют по грузинским селам, грузины в ответ подавляют огневые точки". И далее Латынина делает наблюдение: подданные Кокойты действуют точно по принципу палестинских террористов и "Хезболлы": "Чтобы грузины стреляли не по городу, достаточно было вынести эти самые огневые точки на сто метров вперед. Но основной принцип террористов, излюбленный ООП и "Хезболлой", в том и заключается, что вы устраиваете огневые точки в мирном жилье, а когда в ответ стреляют по вам, вы радостно тащите трупы собственных детей под телекамеры. Тот же принцип террористов исповедует Кокойты... Когда нам говорят об обстрелах "мирных жителей", важно понимать, что в Южной Осетии мирных жителей сейчас ровно столько же, сколько в палестинских лагерях беженцев".
Но, ребята, дорогие наши друзья-либералы: а что должен делать президент в таких условиях? Позволять безнаказанно стрелять по своим городам и селам? Он, между прочим, как и Медведев, обязан защищать жизни своих граждан. И если Медведев считает, что он должен защищать эти жизни в любой точке мира любыми способами, включая агрессию против суверенной страны, то есть ли право у грузинского президента защищать жизни граждан хотя бы на территории своей страны? По мне, так приходится еще удивляться долготерпению Саакашвили.
А вот уже в последний момент, когда статья была написана, выяснились интересные факты. О них поведал Андрей Илларионов в "Особом мнении" 19 августа. К информации о том, что до 8 августа осетинской стороной обстреливались грузинские позиции, причем — интересно! — тяжелой артиллерией, запрещенной в зоне конфликта, он добавляет сведения, что по крайней мере последние четыре месяца на Кавказ активно подтягивались российские вооруженные силы. Эта информация, кстати, полностью соответствует тому, что пишет в своей статье Саакашвили в Wall Street Journal.
Покажите мне того президента, у которого в такой ситуации не сдадут нервы!
Конечно, можно говорить, что Саакашвили поддался на провокацию. Но ведь это стало понятно только сейчас. Я, например, действительно считал, что Россия не решится на открытую агрессию, и так считали многие.
И потом — где та грань, которая отделяет провокацию от агрессии? Из Цхинвали обстреливались грузинские села, были раненые, если не убитые. Это уже агрессия или еще провокация? А нападение на Тбилиси тоже нужно было бы считать провокацией? Саакашвили в своей статье в Wall Street Journal пишет, что он не раз обращал внимание западных лидеров на эти "провокации", но те каждый раз просили его потерпеть еще немножко, уповать, что дипломатия принесет свои плоды. Всё надеялись на умиротворение агрессора...
Еще: многие либералы, оценивая действия Саакашвили, попались на удочку геббельс... ой, путинской пропаганды, сообщившей о 2000 погибших мирных граждан Южной Осетии. После такой пропагандистской артподготовки стоит ли удивляться, что о геноциде и о привлечении Саакашвили к международному суду стали говорить не только ура-патриоты? То, что через пару дней выяснилось, что погибших на самом деле всего несколько десятков, уже не могло никак остудить гнев против виновного в подобном "геноциде"!
Российские правозащитники не зря бьют тревогу (среди подписавших заявление Сергей Ковалев, Михаил Кригер, Дмитрий Шушарин, Лев Пономарев, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг): "Если международное сообщество не остановит российскую агрессию и если Грузия, осуществляя законное право на самооборону, не сможет ее отразить, Россия может захватить не только бывшую Юго-Осетинскую автономную область, но и другие части Грузии. А ведь многие безответственные российские политики заявляют о претензиях на Крым..." В свете агрессии России против Грузии тирады Лужкова или Затулина о Крыме как исконно русской территории перестают быть этакими страшилками, заявлениями безответственных политиков — они воспринимаются как прямая угроза. И перспектива оккупации Крыма под предлогом защиты соотечественников предстает вполне зримой".
Увы, как в воду глядел...
А на первой странице этого нашего спецвыпуска был опубликован отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко "Танки идут по Праге" и четверостишие Александра Галича из "Бессмертного Кузьмина". Ими я и закончу эти заметки.
Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
Совесть и честь вы попрали.
Чудищем едет брюхастым
в танках-футлярах по Праге
страх, бронированный хамством.
Танки идут по склепам,
по тем, что ещё не родились.
Чётки чиновничьих скрепок
в гусеницы превратились.
Прежде чем я подохну,
как — мне не важно — прозван,
я обращаюсь к потомку
только с единственной просьбой.
Пусть надо мной — без рыданий
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге".
Е. Евтушенко
Снова, снова — громом среди праздности,
Комом в горле, пулею в стволе:
— Граждане, Отечество в опасности!
Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!
А. Галич
За этот спецвыпуск двери и крыльцо нашей редакции облили нечистотами, а стену обрисовали граффити "Hier leben die besten Freunde des Mörders Saakaschwili" ("Здесь живут лучшие друзья убийцы Саакашвили").
Мы вызвали полицию. Естественно, никого не нашли.