В XVII–XVIII веках перед российскими царями на южных рубежах стояло несколько задач:
1. Противодействие Османской империи, в ходе которого желательно было её разбить.
2. Противодействие вассалу Османской империи, Крымскому ханству, в ходе которого желательно было его захватить.
3. Завоевание суверенитета для России.
Все эти три задачи были взаимосвязаны, и обо всех этих трёх задачах молчат российские учебники, предлагая взамен этого сказку про борьбу с Крымским ханством как с обломком Золотой Орды, сказку про противостояние турецкой агрессии и сказку про вековое стремление России к Чёрному морю. Но мы не сказочники и потому честно скажем, что первую задачу Россия решить в те годы практически не могла. Вторую могла с трудом. Но ни одна из них не могла быть решена без главной, третьей — без завоевания суверенитета России. "Что за ерунда?" — скажет внимательный читатель. Россия суверенна со времён Ивана III! А вот и нет!
В те времена она не была полностью суверенной страной. Не была потому, что русская православная церковь, выполнявшая внутри России добрую половину государственных функций: отчасти функции пенитенциарной системы, системы просвещения и образования, системы государственного хранения ценностей, государственной архивной системы, а также идеологические, — управлялась не из России. Её глава, патриарх константинопольский, с 1454 года подчинялся османскому султану и в турецкой иерархии был где-то на уровне замминистра по налогам и сборам, собирал подати султану с христиан.
Соответственно, Россия религиозно-административно подчинялась туркам и не была религиозно суверенна как минимум до 1589 года, до момента учреждения теми же турками (точнее — полностью зависимым от них патриархом Константинополя Иеремией) русской патриархии. После Россия была лишь относительно религиозно суверенна в глазах той же турецкой администрации, которая считала, что в любой момент можно пресечь этот суверенитет, собрав собор православных патриархов (александрийского, иерусалимского, антиохийского и константинопольского), который может сделать всё что угодно с русской автокефалией вплоть до низложения русского патриарха. Этим правом, кстати, церковь воспользовалась всего один раз, когда по просьбе Алексея Михайловича собором патриархов был низложен патриарх Никон. И этого прецедента потом русские церковники очень боялись!
А какое самое важное таинство православной церкви? Исповедь! Там всё рассказывали "как на духу"! А русские попы тайну исповеди не всегда хранят. Особенно от своего церковного начальства, а потому тайн у русских от султана не было! Боявшаяся султана русская церковь всё ему и разбалтывала. РПЦ была фактически в то время легальной системой сбора информации о России для турок. Свой человек в чужой команде! Выиграть войну русским с турками в этой ситуации было невозможно! И Россия либо не начинала в те годы войн с турками — например, отказала в помощи казакам, которые в 1637 году захватили Азов и до 1642 года его удерживали, либо, вынужденно начав военные действия, проигрывала их. Так бесславно окончились чигиринские походы (1674–1678 годов), голицынские походы (1687 и 1689 годов), первый азовский поход Петра (1695 года), Прутский поход (1711 год), а также русско-турецкая война 1734–1739 годов (страшные потери — 120 тысяч солдат, а взят был всего-то один город!). Удачный набег русской рати в 1556 году на западный Крым, а также взятие Азова в 1696 году и удержание его в течение 15 лет — всего лишь исключения, подтверждающие правило.
И "вишенка на торте" — до 1700 года Россия платила Османской империи, точнее её вассалу Крымскому ханству, "поминки по дани" — тыш. Договоренность о тыше была достигнута, видимо, весной 1615 года. Финансово тыш — почти полноценная дань. Не менее двадцати тысяч рублей серебром. На эти деньги крепость можно было в те времена построить.
Неутешительный вывод для русского царя: хочешь победить турок — подчини православную церковь и добейся религиозно-административного суверенитета страны!
Пётр I это понял и для начала смахнул "вишенку с торта" — добился отмены выплата тыша. В 1700 году, после удачного второго Азовского похода он заключил с Турцией Константинопольский договор, в котором отказался от тыша и подчеркнул суверенный характер России: "Понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет". Потом в 1721 году Пётр создал Синод, подчинил русскую церковь государству, ввёл подсудность священнослужителей светскому суду, а в 1764 году уже Екатерина II конфисковала в пользу государства всех монастырских крестьян и монастырские земли. Как только русской церкви показали, кто на Руси хозяин, так случилось чудо — начались победы русского оружия над супостатами! В 1768 году была начата и в 1774 году победно закончена первая русско-турецкая война. Закончилась она Кючук-Кайнарджийским миром, главным политическим итогом которого стало присоединение Прикубанья к России и провозглашение независимости Крыма от Турции. Этим был сделан первый шаг к "покоренью Крыма".
Российским победам способствовала позиция верхушки крымских татар, включая правящую династию Гиреев. Тот, кто думает, что Крымское ханство — обломок Золотой Орды, а крымские Гиреи вели себя как потомки завоевателей полумира, глубоко заблуждается! Крымское ханство было создано Великим княжеством Литовским в 1441 году, и первый его хан, Хаджи-Гирей I, был привезён в Крым тоже из Литвы в литовском обозе (правды ради отмечу, что чингизид он настоящий). А потому все первые ханы этого ханства начали вести себя так, как обычные литовские феодалы, то есть начали перебегать к Москве. На службу Ивану III бежал уже второй крымский хан Нур Девлет-Гирей, которому было пожаловано "царство" Касимовское, а потом за ним последовал третий крымский хан Айдер-Гирей, которому повезло меньше, ибо он вызвал немилость московского монарха и его сослали в какое-то российское захолустье.
Захватившие Крым в 1477 году турки хотели эту династию вообще извести. Они взяли в плен в боях за Кафу (Феодосию) четвёртого крымского хана Менглы-Гирея I, привезли с семьёй на расправу в Стамбул, но "ищите женщину" (!) — старший сын султана Баязида II, шахзаде Мехмед влюбился в дочь Менглы-Гирея юную и симпатичную Айше-Хатум и упросил своего отца не казнить незадачливого хана и даже позволить ему, Мехмеду, наследнику трона, жениться на крымчанке. Баязид позволил. Такое иногда случалось. Но, видимо, Айше-Хатум была женщиной умной и sex-attractive, а потому, внезапно став вдовой упомянутого Мехмеда, быстренько вышла замуж за Селима I Грозного, младшего сына Баязида II, самого успешного султана-завоевателя в истории Османской империи, отца Сулеймана Великолепного. Пересказывать сюжет "Великолепного века" не буду, лишь скажу, что с такой роднёй крымские ханы одно время могли без стука открывать двери в султанский дворец Топкапе.
Шли годы, и родственный пыл между турецкими султанами и крымскими ханами начал ослабевать. Турки не доверяли своей крымской родне. Ключевой город-крепость на границе ханства Перекоп контролировался турецким гарнизоном. В окружённом со всех сторон морями Крыму турки позволили Крымскому ханству иметь только один порт — Гёзлев (Евпаторию). Самая доходная отрасль экономики Крыма, работорговля, была с позволения султана в руках евреев, греков и армян, но не татар! Татары только "добывали" рабов, а на рабских рынках в Гёзлеве, Бахчисарае, Карасубазаре и Кафе работорговцы были вовсе не татары.
Султаны всё чаще меняли и даже казнили крымских ханов. На рубеже XVII века, за 14 лет, с 1596 по 1610 год, турками было сменено пять ханов Крыма. Из 46 крымских ханов четверо были убиты по приказу султана, и семеро не просто смещены, а ещё и сосланы в разные концы империи. Каждый четвёртый впадал в немилость. Потому не удивительно, что правители Крыма начали мечтать о независимости от Турции. Хан Саадат II Гирей в 1584 году и его сын Мехмед III Гирей в 1623–1628 годах пытались отложиться от Турции, опираясь на Речь Посполитую. Неудачно. Возобновились и побеги представителей правящей крымской династии в Москву. Мурад-Гирей, сын крымского хана Мехмеда II Гирея, сбежал к царю Фёдору Иоанновичу и стал на Руси марионеточным правителем Астрахани в 1586–1610 годах.
Не удивительно и то, что, когда в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов русские войска под командованием генерал-аншефа Василия Долгорукова вошли в Крым, то за полтора месяца его захватили, несмотря на то, что армия хана Селима III насчитывала почти 95 тысяч сабель. Двоюродный брат хана Сахиб II Гирей с радостью принял из русских рук правление Крымом и в 1772 году подписал с Россией Карасубазарский трактат, объявлявший о независимости Крыма от Турции. Позже этот договор был подтверждён Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года. По этим документам Россия закрепилась в Крыму в Керчи и Еникале, а за пределами Крыма в Кинбруне.
Сахиб II правил до 1775 года. Попытки его преемников Девлет-Гирея IV в 1775–1777 годах и Бахадыр II Гирея в 1782 году организовать сопротивление России и вернуться под протекторат Турции успехом не увенчались. В 1777 году русские войска заняли Крым ещё раз и поставили на престол бывшего крымского посла в Санкт-Петербурге Шахин-Гирея. В 1782 году произошло третье вторжение русских войск в Крым. Шахин-Гирея вынудили отречься от престола, и 19 апреля 1783 года императрица Екатерина II объявила о вхождении Крыма в состав Российской империи. Шахин-Гирей как "очень почётный" пленник жил в Калуге до 1787 года, потом эмигрировал в Турцию, где и был казнён султаном за измену. Да поздно! Крым уже был не татарский и не турецкий.
До 1792 года титул крымского хана носили повелители Бурджакской Орды (ныне Одесская область), но после захвата Буджака российскими войсками сын последнего хана Бахта-Гирея перешёл в православие, стал князем Александром Ивановичем Султан-Крымгиреевым и самым крупным крымским помещиком.
Примеру хана последовали лидеры самого крупного крымско-татарского клана Ширин, ставшие православными князьями Ширинскими и предводителями губернского дворянства Таврической губернии.
Российские войска, войдя в Крым, провели "зачистку" и массово депортировали нелояльных. В число нелояльных не вошли татары-мусульмане. Русские изгнали из Крыма глаза и уши константинопольского патриарха: православных греко-татар урумов, православных крымских греков румеев, а также православных крымских армян. Думаю, вам, уважаемые читатели, понятна причина депортации: хочешь победить турок — избавься от протурецких православных!
Самым идиотичным в этой истории выглядела российская идеология захвата Крыма! Россия не захватывала Крым! Нет! Она возрождала древнюю Грецию! Крым официально именовали Тавридой! С 1771 по 1774 год на занятых российским флотом островах Эгейского моря было создано Великое княжество Архипелагское. С 1775 года Россия содействовала переселению греков с островов Эгейского моря в Таганрог, который планировали переименовать в Спарту. С 1777 года Екатерина II бредила созданием новой столицы Софии (в честь себя любимой и в честь храма Святой Софии в Константинополе). Для этой столицы и этого храма было отведено место в Царском Селе.
С 1782 года Екатерина начала предлагать Австрии совместный проект по созданию государства Дакии на месте будущей отторгнутой от Турции Молдавии, Болгарии и Валахии. В Дакии должен был править Григорий Потёмкин, а в разбитой Турции, в Константинополе — Константин, внук Екатерины, сын Павла I. Наконец, вершиной бредней сумасбродной царицы было создание роты амазонок в 1787 году! Увы и ах, но сии потешные нововведения оказались нереализованными. Правда, Крым надолго вошёл в состав Российской империи.