Наветом разрушены духа твердыни, и вот над руинами их
Мерцает, мечами врага отражённый, слепой поминальный закат
(Из касыды имама Шамиля "Никто не помилован этой эпохой". Перевод М. Дугричилова)
В XIX веке мир колонизаторов в Африке и Азии начали сотрясать антиколониальные восстания под исламистскими лозунгами.
В 1862 году в Китае, в Синцзяне (Кашгаре) началось восстание угнетённого китайцами религиозного и этнического меньшинства — мусульман-дунган. Восставшие выдвинули сепаратистские лозунги и провозгласили с полдюжины независимых исламских государств на северо-западе Китая: Кучарское ханство, Урумчинский султанат, Хотанское ханство, Кашгарское ханство, Таранчинский султанат, Кумульское ханство. В 1872 году все эти государства, кроме последнего, объединились в исламское государство Йетишар (Эмитрат), где правил военно-религиозный лидер Якуб-бек, имевший титул "Аталык Гази Бедаулет" (защитник веры и счастливец). Инсургенты обратились к хану Коканда о помощи. Но вместо войск кокандского ханства границу Китая пересекли русские войска. В 1872 году Россия без труда заняла северный и северо-западный Синцзян (Кашгар) и аннексировала его, провозгласив Илийский край и ликвидировав Йетишар.
В Алжире в 1871 году под исламистскими лозунгами вспыхнуло восстание шейха Мукрани. Сторонники шейха почти полностью освободили Алжир от французских колонизаторов, но были разбиты в 1872 году.
Судан в 1881 году отделился от Египта. Там победило восстание Махди, Мухаммада Ахмада, который был, по мнению своих сторонников, "новым Мессией". Подавить его англичане и египтяне смогли лишь в 1896 году.
В 1895 году в северном Сомали было создано исламское теократическое государство "безумного муллы" Мухаммеда Хасана, который сражался с британскими колонизаторами с 1898 до 1920 года!
Значительные территории, занятые восставшими, огромное число участников восстаний, создание на освобождённых от колонизаторов территориях теократических государств, а также эгалитаризм и космополитизм лозунгов восставших вынуждает предположить, что перед нами не что иное, как попытка мировой исламской революции XIX века.
Все эти восстания были подавлены. После подавления последовали геноцид (особенно масштабный в Синцзяне, где было уничтожено несколько миллионов дунган) и массовые депортации (самые нелепые в Алжире, где часть восставших были выселены в Новую Каледонию и составляют ныне этническую общность тихоокеанских алжирцев).
Предтечей этой исламской революции было, на наш взгляд, движение под руководством имама Шамиля в Чечне и Дагестане.
Шамиль родился в 1798 году в аварском селении Гимры (ныне Унцукульский район Дагестана). Окончил медресе в селе Унцукуль, потом обучался у различных учителей. Он знал пять языков, прекрасно фехтовал, писал стихи. Под влиянием своих учителей Шамиль стал сторонником движения мюридов, исламского радикального эгалитаристского, антирабовладельческого, антиколониального, космополитического движения XIX века, пришедшего на Кавказ из Средней Азии и адаптированного к кавказским реалиям Мухаммедом Яраги, шейхом одного из суфийских полумистических орденов. Призывы мюридов к социальной справедливости, отмене рабства для мусульман, скромности, соблюдению законов шариата, борьбе с колонизаторами в форме газавата, священной войны, верховенству власти религиозных авторитетов в противовес власти родоплеменных лидеров, наднациональный характер агитации мюридов — всё это привлекало мусульман к мюридизму. Возможно, в чём-то мюридизм схож с современным движением талибов. В любом случае формула о том, что мюридизм — это — шариат плюс газават, недалека от истины.
Первым имамом Чечни и Дагестана, сторонником мюридов был Гази-Мухаммед, односельчанин и, возможно, родственник Шамиля. Он попытался сформировать отряд для сопротивления российским колонизаторам, в 1828 году объявил газават русским и был разбит генералом Алексеем Вельяминовым в битве у села Гимры в 1832 году. Шамиль участвовал в этой битве и с трудом ушёл от преследовавших его казаков. Эстафету мюридизма принял имам Чечни и Дагестана Гамзат-бек. В 1834 году он также объявил русским газават и захватил Аварское ханство (ныне Хунзахский район Дагестана), где и был разбит в том же году российскими войсками.
После смерти Гамзат-бека имамом Дагестана стал набравший к тому времени религиозный авторитет Шамиль. Он поддержал идею газавата и в 1834 году разбил российский отряд рядом с селом Гимры. Однако Шамиль не был столь прямолинеен, как его предшественники. Наряду со знанием ислама он обладал тонким чутьём полководца, а потому не стал удерживать тактически неудобную позицию, а отступил в горы, сделав своей резиденцией село Ашильта (ныне Унцукульский район Дагестана), и начал искать союзников среди религиозных чеченских лидеров, а также призывать к газавату сопредельные дагестанские районы. Его призывы содействовали кубинскому восстанию в 1837–1839 годах. Тогда российская власть увидела опасность со стороны Шамиля, и русские войска в 1837 году взяли штурмом Ашильту. В 1838 году Шамиль отступил к аулу Ахульго (ныне Унцукульский район Дагестана), а при подходе русских войск в 1840 году отступил к селению Дарго (на границе Чечни и Дагестана). Могло показаться, что он выбрал пассивную тактику отступления и "отсиживания" в аулах-крепостях, напоминающую пассивную тактику восстания Дольчино в Италии или раннюю тактику Емельяна Пугачёва, но это только могло показаться. Шамиль задолго до Ленина и Троцкого знал, что оборона — смерть восстания, а потому, как только его избрали имамом Чечни и самые авторитетные чеченские лидеры (например, старшина Мартан-Аула Иса Гендергеноевский) перешли на его сторону, Шамиль начал наступление.
В 1840 году внезапным быстрым ударом Шамиль нанес удар на север и разгромил российские войска под Алхан-Юртом (ныне Урус-Мартановский район Чечни), потом нанёс удар на восток и разбил русские отряды под Ишкарты (ныне Буйнакский район Дагестана), а также прошёл рейдом до Салатавии в Дагестане. Российские войска нанесли Шамилю поражение под Гимры, но это его не обескуражило, и он нанёс удар по Моздоку. В результате кампании 1840 года Шамиль начал контролировать всю Чечню и часть Дагестана.
Успеху Шамиля в 1840 году способствовали слабая логистика российской армии, постоянные конфликты России с черкесами (шапсугами и адыгами), восстание аварцев, неудача хивинского похода русской армии и необходимость царской администрации отвлечься на подавление восстания Кенесары Касимова в казахских степях.
На 1841–1846 годы приходятся, на мой взгляд, максимальные успехи Шамиля. Он разбивает российские войска под Цельмесом (ныне Хунзахский район Дагестана) и в Ичкеринском лесу (ныне Ножай-Юртовский район Чечни). Армия Шамиля почти вплотную подходит к Махачкале и контролирует Шамхал и Акуши-Дарго. В 1845 году Шамиль проходит рейдом по Кабарде.
Однако с 1847 года у Шамиля начинаются неудачи. Ни кабардинцы, ни ингуши его не поддержали. Аулы и поселения вдоль трассы Махачкала — Эндерей тоже не полностью поддержали Шамиля. В этих районах коллаборационизм местной знати, память о репрессиях конца XVIII века, феодальные отношения и работорговля были сильнее мюридских призывов к борьбе с неверными, власти имама и равенства мусульман.
В 1847 году российскими войсками был взят аул Салта (ныне Гунибский район Дагестана), в 1848-м — Ахты (ныне Ахтынский район Дагестана). Шамиля вытеснили из большей части Дагестана в Чечню. Его столицей с 1850 года стало Ведено. В его стане начинаются разногласия. От него уходят некоторые аварские полевые командиры.
В годы крымской войны войска Шамиля пытаются взаимодействовать с войсками антироссийской коалиции, наносят удар по Кахетии в 1854 году, но неудачно. После подписания парижского мира Россия наводняет своими войсками Чечню. Русские войска в 1858 году берут штурмом Акушу, один из последних оплотов Шамиля в Дагестане, а в 1859-м — Ведено в Чечне. Шамиль отступает в аул Гуниб в Дагестане, где после недолгого боя вынужден капитулировать перед войсками генерал-фельдмаршала Александра Барятинского.
Шамиля как почётного пленника отправляют в ссылку в Калугу, где он вынужден был в 1866 году присягнуть русскому царю, с которым дважды встречался лично. В 1869 году он отпущен в хадж, где и скончался в 1870-м.
До полного покорения Кавказа России осталось только подавить черкесов (шапсугов и адыгов), а также разгромить дагестанских исламских радикалов в ходе "второго газавата 1877 года". Но об этом мы напишем отдельно.