Сразу же после "добровольного присоединения к России" Грузии, то есть захвата Российской империей Картли-Кахетинского и Имеретинского царств, имперская администрация столкнулась с тем, что многие горцы чтят клятву верности своим царям куда больше присяги русскому императору. И считают последнюю юридически ничтожной. Эту тенденцию, естественно, российскому руководству надо было перебороть. Кроме того, империя готовила свой третий поход в Индию через Персию, а потому в тылу действующей армии должна была работать безупречная логистическая система. Эти две причины и были главными побудительными мотивами "усмирения Кавказа", то есть полного подчинения и запугивания относительно независимого населения Северного Кавказа.
Какие ресурсы могла использовать Россия для "усмирения"? Первое. Многочисленную (по сравнению с численностью горских ополчений), хорошо профинансированную, оснащённую и дисциплинированную армию. Второе. Опыт "покорения Сибири", точнее — опыт применения принципа "разделяй и властвуй", а также принципа "если враг не сдаётся — его покупают". Третье. Апробированную жестокость колонизаторов и уверенность в безнаказанности применения жестоких методов.
С весны 1816 года по весну 1827 года общее командование российскими войсками на Кавказе осуществлял блестящий артиллерист, герой заграничного похода русской армии в 1814 году, автор манифеста о взятии Парижа генерал Алексей Ермолов.
Естественно, в небольшой работе сложно рассказать обо всех регионах Северного Кавказа. Мы вынуждены абстрагироваться. На наш взгляд, основные события в то время происходили в Хевсурети, Осетии, Южном Дагестане, Чечне, Карачае, Балкарии, Абхазии и Адыгее.
Главная тактическая задача русских войск на Северном Кавказе в первой трети XIX века заключалась в обеспечении тыловых логистических связей действующей в Закавказье армии. А потому командование уделяло огромное внимание охране основной дороги этого региона — дороги между Баку и Дербентом на востоке и Анапой и Таганрогом на западе. Это был старый торговый караванный путь, известный ещё с античных времён. Особо хорошо он был известен работорговцам, ибо связывал основные рынки "живого товара", действовавшие до начала XIX века: Дербент, "Кара-базар" (ныне пос. Кочубей Тарумовского района Дагестана), аул Эндирей (ныне Хасавюртовский район Дагестана) и Анапу. Ныне это почти совпадает с федеральной трассой "Кавказ". Значительная часть этой дороги на востоке проходила по землям кумыков и отчасти чеченцев. По ним и пришёлся первый удар "усмирителей Кавказа".
Российские войска шли в основном по нынешней трассе "Кавказ" с юго-востока на северо-запад. Тактика войск в то время была проста: вторжение в регион, заключение договора с лицами, определяющими общественное мнение региона (старейшинами, знатью), захват аманатов-заложников, строительство дороги и российского укрепрайона (крепости или стана), а при невозможности перечисленного — уничтожение столицы региона, посевов зерновых, угон скота, продовольственная блокада, убийство заложников и старейшин, уничтожение укреплений коренного населения и депортация местных жителей.
Так в Кахетии, несмотря на присоединение её к России, хевсуры и кистины остались верными наследнику Картли-Кахетинского царства царевичу Александру и отказались повиноваться русскому императору. Это привело в 1812 году к карательной экспедиции российских войск в Хевсуретию и разорению её неформальной столицы Шатили (ныне Душетский муниципалитет Грузии).
В 1818 году было разгромлено село Башлы (ныне Башлыкент Каякентского района Дагестана), жителей которого обвинили в мятеже против императора. 17 заложников-аманатов из числа детей знати села были повешены.
В 1817 году российские войска начали продвижение вглубь Чечни, и на реке Сунжа было начато строительство так называемой Сунженской оборонительной линии. Сначала была построена крепость Преградный Стан (ныне Серноводское Чеченской республики), потом в 1818 году была построена крепость Грозная, а в 1820 году Злобный Окоп. Правда, в 1825 году чеченцам удалось провести контратаку и уничтожить и Злобный Окоп, и Преградный Стан. Эта контратака называется в литературе почему-то восстанием. Но на тот момент чеченцы не находились под присягой русскому царю, а потому восставшими их назвать сложно. Контратака была проведена под руководством Бекбулата Таймишева (абрека, перешедшего сначала на русскую службу и получившего чин подпоручика, но потом дезертировавшего) и муллы Мухаммеда из села Майртуп. Ответом российских войск было разорение в 1825–1826 годах аулов Гехи, Урус-Мартан, Гойты, Атаги, Чохкери, Мартан и строительство укрепления Тащ-Кечу.
В 1819 году для контроля кумыков российские войска были введены в Тарковское шамхальство (ныне западные пригороды Махачкалы). В том же году были уничтожены поселения чеченцев вдоль рек Шондон и Аргун. Тогда же жителей Акуша-Дарго (ныне Акушинский и Левашинские районы Дагестана) вынудили подписать с российским командованием договор о нейтралитете. В 1821 году для контроля этой территории была построена крепость Бурная.
В 1819 году российскими войсками было наводнено Эндиреевское княжество (ныне Хасавюртовский район Дагестана), несмотря на то, что оно было вассально России аж с 1719 года. Для контроля княжества была возведена крепость Внезапная.
В том же 1819 году русские вошли в Аксаевское княжество (ныне Новолакский район Дагестана) и построили в 1820 году недалеко от центра княжества две крепости: Неотступный стан и Герзель-аул. Однако жители княжества поддержали Бекбулата Таймишева, а потому в 1825 году в княжестве была проведена жёсткая "зачистка", 300 старейшин были уничтожены, население депортировано, а в 1827 году княжество ликвидировано.
Северо-западнее находились земли шапсугов, балкарцев и карачаецев. Тактика шапсугов и карачаевцев была отчаянно смелой и самоубийственной. Если кумыки и чеченцы в то время в основном нападали на российские войска из засады и сражались в аулах-крепостях, то шапсуги и карачаевцы попытались дать русским открытый бой. И проиграли. В 1821 генералом Максимом Власовым в Калаусском сражении (ныне это территория Андроповского района Ставропольского края) были разбиты шапсуги, а в 1828 году в Хасаукинском сражении (ныне это территория Карачаевского района Карачаево-Черкесии) генерал Георгий Эммануэль разбил карачаевцев. Карачай был вынужден подписать Карт-Джурский договор о протекторате со стороны России.
Наученная нелёгким опытом соседей, Балкария в 1827 году присоединилась к России.
В те же годы многие кавказские феодалы решили, что присутствие русских солдат является лишь неким ресурсом, чтобы расквитаться со своими династическими врагами. Так в 1813 году возникли противоречия в правящем абхазском доме Чачбо-Шервашидзе. Русские войска были втянуты в конфликт на стороне младшей ветви этого дома. Она и одержала победу. Те, кто был недоволен этой победой, ушли в горы и сопротивлялись победителям ещё долго. Полностью покорена Абхазия была только к 1824 году, когда в ней воцарился князь Михаил Шервашидзе, получивший за полное усмирение своих подданных от русского царя звание генерал-адъютанта.
Были и такие феодальные князья, кто по-восточному азартно торговались с Россией, продавая свой титул и своё влияние на горцев задорого. Так, осетинские князья грузинского происхождения Эристави-Ксанские сначала признали российский протекторат, а потом отвергли его. В ответ в 1814–1817 годах Россия конфисковала часть земельной собственности несговорчивых князей. И те пошли на попятную. Опять принесли присягу русскому царю. За это земли князьям Эристави-Ксанским были возвращены, хотя при этом часть лидеров семьи была взята в почётные заложники. Потом некоторые из них всё равно пытались участвовать в заговорах против российской власти с целью восстановления независимости Грузии. Их заговор раскрыли, участников поймали, сослали. Но в конце концов к 1833 году сии князья "остепенились", кто-то из них получил титул князей грузинских, кто-то иные титулы, ордена, и они стали частью российского истеблишмента.
На Кавказе вовсю применялся принцип "разделяй и властвуй". Так Россия в 1812 году сознательно усилила, фактически создала Кюринское ханство (ныне территория Курахского, Агульского и Сулейман-Стальского районов в Дагестане). Хан Кюри до 1836 года был абсолютно лоялен России и представлял собой противовес Казикумухскому ханству (ныне территория в районе сёл Кумух, Кули и Хосрех Дагестана), правитель которого, Сурай-хан, до 1820 года четырежды восставал против России и четырежды каялся в содеянном, получая повышение в чине и звании, пока в 1820 году русские не оккупировали Казикумух и до 1836 года не отдали его в управление кюринскому хану. В 1836 году ситуация изменилась с точностью до наоборот. Новый хан Казикумуха перешёл на русскую службу и получил чин полковника. А вот кюрийское ханство неудачно взбунтовалось в 1838–1839 годах.
В конце двадцатых — начале тридцатых годов XIX века российской администрации начало казаться, что "усмирение Кавказа" подходит к концу, но тут она столкнулась с очень сильным врагом — имамом Шамилем. О нём следует отдельно сказать в следующем очерке.