Последней геополитической идеей Екатерины II был проект покорения Персии. В этом она не была оригинальна, а лишь повторяла Петра I, который хотел захватить Персию, дабы пройти сквозь неё в Индию. Петру удалось захватить Махзендеран, но Екатерине не удалось и этого. В 1796 году россияне быстро заняли Баку, Дербент, Кубу (ударение на последней гласной) и уже вышли к исконным территориям Ирана, как получили сведения о смерти императрицы. Несмотря на победы, поход был прекращён распоряжением Павла I. В 1797 году русские войска были отведены из Персии. Командующий походом Валериан Зубов (брат последнего фаворита Екатерины) вместо лавров покорителя Персии получил царскую немилость и опалу. За что и отомстил впоследствии императору, став одним из его убийц.
В начале XIX века власть персидских шахов на севере Ирана ослабла. Фактически независимы стали ханства: Карабахское, Шекинское, Ширванское, Талышское, Нахичеванское, Гянджинское, Бакинское и Кубинско-Дербентское. Кроме того, персы не могли тогда контролировать ранее вассально зависимые от Ирана раннефеодальные государственные образования на территории Дагестана: Алтыпаринское, Докупаринское, Рутульское и Ахтыпаринский имамат.
В эти государства Россия и вторглась, развязав русско-персидскую войну 1804–1813 годов.
Первым в 1804 году русскими войсками было захвачено Гянджинское ханство, а его хан Джабат убит.
В 1805 году русские вторглись на территорию Карабахского ханства и навязали ему Кюречитайский договор о протекторате. Сразу после подписания договора правителя Карабаха хана Ибрагима убили.
В том же году русские войска оккупировали Ширванское ханство. Хан этого государства Мустафа бежал в Персию, не дожидаясь, пока русские его убьют. В 1820 году ханство ликвидировали.
В 1806 году русские заняли Шекинское ханство. Властитель этого ханства Сели-хан тоже бежал, последовав примеру хана Мустафы. Территория Шекинского ханства была дарована перешедшему на сторону России и получившему за это звание генерал-лейтенанта российской армии Хойскому хану Джаффару. В 1819 году ханство ликвидировано.
Тогда же было оккупировано и сразу ликвидировано Бакинское ханство, а его хан Хусейн, как и многие ханы, эмигрировал.
В 1806 году занято и в 1810-м присоединено к России Кубинско-Дербентское ханство. Его жители дважды, в 1810-м и в 1837–1839 годах, восставали против русского владычества, но оба раза безуспешно.
В 1811 году русские войска вошли в Дагестан и навязали всем дагестанским раннефеодальным государственным объединениям договоры о протекторате. А в 1839 году эти территории полностью присоединены к России.
Продвижение русских немного замедлило в 1812 году восстание в Грузии, в Кахетии, на подавление которого было отвлечено часть сил армии, воюющей с персами. В том же году после двухдневной Асландузской битвы, в которой тридцатитысячная персидская армия была наголову разгромлена всего лишь двухтысячным отрядом "бича Кавказа" генерала Петра Котляревского, русские войска заняли Талышское ханство, но по условиям Гюлистанского мира в 1813 году частично оставили его. Персия же по этому миру признала все остальные российские захваты.
В 1826–1828 годах грянула очередная русско-персидская война. Персы попытались взять реванш и вторглись на территорию Карабаха и Талышского ханства, но практически сразу были разбиты в 1826 году генералом Иваном Паскевичем под городом Гянджа, после чего русские сходу захватили оставшуюся под контролем персов часть Талышского ханства (и упразднили его в 1840 году), затем заняли Нахичеванское ханство (ликвидировано в 1828 году) и, наконец, заняли Эриванское ханство, центром которого была крепость Эривань (нынешний Ереван), взятая с минимальными потерями, благодаря восстанию армян.
После этой войны Персия была вынуждена заключить неравноправный Туркманчайский мир, позволявший российской власти вмешиваться во внутренние дела страны и вводить на её территорию войска. Фактически после 1828 года южный сосед находился от России в состоянии зависимости. Был российским протекторатом. Русские войска неоднократно проходили по его территории, например атаковали Герат в 1838 году. Во время Крымской войны персы, поддерживая русского царя, начали войну с Англией. А с конца XIX века в Персии даже охрана шаха состояла из так называемых персидских казаков, подчинённых руководству российской дипломатической миссии. Во время волнений народных шах неоднократно прятался в российском посольстве, а воспитателем наследного принца Мухаммеда-Али был россиянин Сергей Шапшал.
С 1911 года на территории северной Персии развёрнута целая русская армия, которая в годы I Мировой войны находилась под командованием известного впоследствии "белого" генерала Николая Юденича. На территории Персии русским принадлежали острова на южном побережье Каспийского моря и порт Энзели, две железных дороги (Джульфа — Умриз и Сафьян — Урмийское озеро), две дороги (Энзели — Тегеран и Казвин — Хамадан), речной флот на озере Урмия, телеграф, телефон, а русские банки при поддержке шаха успешно конкурировали с английскими и американскими. Кроме того, в Персии действовал введённый Россией запрет на создание персидского военного флота на Каспии.
Однако русское влияние в Персии не означало только влияние царского правительства. В Персию из России проникли социал-демократические и коммунистические идеи. В 1907 году россиянин иранского происхождения, выпускник тифлисского Политеха и член РСДРП с 1898 года Хайдар Таривердиев вернулся на родину и основал социал-демократическую партию Персии. Партия организовывала забастовки, печатала листовки, распространяла антишахскую литературу. В годы Первой мировой войны социал-демократы Персии заняли ленинскую позицию "поражения собственного правительства" (а также, соответственно, и русского правительства) и начали сотрудничать с Германией и Турцией. Таривердиев вообще перешёл на службу в турецкую армию.
В 1917 году большевики захватили в России власть, в 1918 году подписали Брестский мир и начали выводить русские войска из Персии и Закавказья. Но брестский мир не поддержали армянские коммунисты и большевики Каспийской флотилии (Центрокаспий). Турки начали было занимать Закавказье и часть персидского государства. Им дали отпор армянские коммунистические отряды, несмотря на призывы Ленина о мире. С целью замирить турок и местных коммунистов в Закавказье, точнее в Грузию, были введены немецкие войска. Это не входило в планы англичан и вынудило командование стран Антанты начать оккупацию региона. В Персию вторглись англичане, армия которых оккупировала южную территорию этого государства ещё в 1911 году по согласованию с шахом и русским царём. И турки, и большевики отступили.
Потом Германия и Османская империя оказались в числе побеждённых в Первой Мировой войне. Турция была разделена между победителями, и о турецкой угрозе Персии, равно как о турецкой или немецкой помощи персидской социал-демократии, говорить не приходится. Руководство персидских эсдеков эмигрировало в советскую Россию. Там с 1920 года они начали сотрудничать с Коминтерном и создали Коммунистическую партию Персии. Реально партией руководил известнейший террорист, убийца германского посла Мирбаха, друг Льва Троцкого Яков Блюмкин, который тоже стал вдруг и иранцем, и членом персидской компартии, и членом её ЦК. В России тогда с переменным успехом шла гражданская война, но к 1920 году стало ясно, что белогвардейцам победить большевиков не удастся. Деникин на юге России отступал под ударами Красной Армии. Отступал бессистемно, и часть его разбитых войск на нескольких судах Каспийского флота бежала в Персию. Вдогонку бросилась большевистская каспийская флотилия под командованием пламенных революционеров Фёдора Раскольникова и Серго Орджоникидзе. Белых догнали уже в мае 1920 года в Персии, отбили у них корабли, а заодно вытеснили и войска англичан, и полицию шаха из провинции Гилян.
Кому на освобождённой территории отдать власть? Естественно — персидским коммунистам. Те в июне 1920 года быстро организовали Персидскую, или Гилянскую, советскую социалистическую республику. Однако коммунистов местных было немного, и они привлекли в качестве союзников персидское национально-освободительное демократическое движение, нелегальное партизанское движение Дженгели ("лесных братьев") во главе с известным партизанским командиром Мирза Кучек-Ханом. Ему доверили возглавить республику. Упомянутый глава ЦК компартии Персии Таривердиев стал комиссаром внешних сношений республики. Армию персидской советской республики возглавил бывший подполковник царской армии, коммунист Василий Карагители. Коммунисты Гиляна начали было проводить земельную реформу в провинции, развернули атеистическую пропаганду. Это, естественно, не понравилось их союзникам. Начались разногласия и взаимные обвинения. Однако, несмотря на это, армия красной гилянской республики успешно наступала на центральные провинции Персии. В январе 1921 года коммунистам удалось даже поднять восстание в Хорасане.
Но к тому времени Иран перестал всерьёз интересовать окружение Ленина. Ситуация в мире изменилась. В Китае был свергнут император. В Турции движение Ататюрка попросило о помощи Советскую Республику. И большевики сменили тактику. На Востоке они начали делать ставку на Китай, а на Ближнем Востоке — на Турцию. Персия в планах большевиков стала не фронтом, а тылом. Коммунистическое правительство России приняло решение договориться с персидским шахом. Шах понял, что русские хотят мира в Персии и готовы за это заплатить. Переторговать персов невозможно, а потому шах Моххамед-Али потребовал от русских по максимуму: отдать всю царскую собственность персидской стороне, отказаться от всех царских концессий, списать все персидские долги по займам и кредитам, отдать все оккупированные Россией острова на Каспии, разрешить там существование персидского флота, вывести красные войска из Гиляна и Хорасана. За это обещал разоружить остатки белогвардейцев и басмачей, добиться вывода англичан из Ирана и предоставил советской России право ввести войска в Персию в том случае, если ей покажется, что Ирану кто-то угрожает.
Ленина это соглашение устроило. Красная армия покинула Персию. Кучек-хан, обозлённый предательством большевиков, заманил в ловушку и убил Таривердиева. Потом сам был убит войсками шаха. Блюмкина отозвали в Россию, в ЧК, где поручили писать книгу о Дзержинском, а потом перекинули на борьбу с Унгерном в Монголию. Шахские войска устроили на севере страны небывалую резню персидских коммунистов и членов их семей, а также всех сторонников гилянской республики. После этого идейные персидские коммунисты прокляли непоследовательность русских большевиков и переориентировались в своей деятельности на немцев. Все подпольные коммунистические персидские газеты в 20-е годы печатались уже в Германии. СССР же стал поддерживать коммунистов иранского Азербайджана и Курдистана.
Восток — дело тонкое!