Цензура, нехватка или искажение информации в авторитарных странах ведет к появлению слухов и к выстраиванию догадок и гипотез. Попробуем выстроить очередную логическую цепочку, опираясь на разнородные сведения, опубликованные в интернете и в открытых СМИ.
События на Польско-Белорусской границе привлекли или отвлекли (уточню чуть позже) огромное внимание как в России, так и на западе Европы. Проблему беженцев Лукашенко обострил дополнительно, начав открыто манипулировать вопросом о поставках российского газа на Запад. Политолог В. Соловей уверяет, что решения о сокращении или несокращении объема прокачиваемого газа, как и вопросы о беженцах, на самом деле принимаются в Москве, а не в Минске.
О другом векторе и другой грани пирамиды. Обычно хорошо информированный А. Пионтковский пишет, что Запад не отказывается от узлового, но совершенно неприемлемого для Украины пункта Минской декларации — про "ЛДНР". Иначе говоря, попытка Москвы втолкнуть ОРДО в состав Украины, наделив их там правом вето, не вызывает сильного недовольства ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. Поэтому ААП уверен — используя сложившуюся сейчас ситуацию, Кремль просчитывает варианты с минимизацией потерь в случае введения в Украину "российского ограниченного контингента".
Зеленский заявил, что у границ Украины размещено уже около ста тысяч российских солдат.
Выделим еще одно важное звено выстраиваемой цепочки. Прежде чем Москва отдаст последний приказ, она не может не учесть общественное мнение и позицию полураздавленного гражданского общества внутри собственной страны. Самой серьезной и известной гражданкой организацией с заслуженным авторитетом в РФ и за рубежом является "Мемориал". И если Запад, хотя, конечно, не весь и не единодушно, плюс сконцентрировавший на себе внимание Лукашенко и, разумеется, Шойгу и Кремль могут прийти к некоторому сближению и согласию в возможном конфликте, или, как минимум, к "минимизации потерь", то серьезной помехой для объявления "времени Ч" является позиция "Мемориала", выступающего против войны в Украине.
Ситуация вокруг намеченного суда над "Мемориалом" и попытки его запретить накаляется каждый день. Сегодня уже очевидно, что раненое, но сопротивляющееся и многоголосое гражданское общество — от Петрушевской до Самодурова — изо всех сил и всеми доступными методами стремится спасти "Мемориал", попавший на вершину сложной политической пирамиды. Еще более очевидно, что наше общество выскажется против усиления российской военной активности в Украине.
Вывод очевиден — защитим "Мемориал" и категорически потребуем — вопросы с "братским народом" недопустимо решать силой!