На днях Владимир Путин заявил, что некоторые бывшие республики СССР получили от России подарки, которые следовало бы вернуть, если уж эти неблагодарные субъекты Союза воспользовались своим конституционным правом его покинуть. Давайте разберемся, кто кому и что дарил.
Основным источником для нас будет диалектологическая карта Российской империи, составленная членами Московской диалектологической комиссии при Отделении русского языка и словесности Императорской академии наук Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколовым и Д.Н. Ушаковым и изданная в Петрограде в 1914 году. Я надеюсь, что и время, и место издания исключают любые подозрения в том, что данная карта составлена австрийским генштабом или вашингтонским обкомом.
Следует также отметить и то, что в Российской империи русским народом считался народ бывшей Киевской Руси, то есть не разделялись нынешние русские, украинцы и белорусы — все это обозначались словом "русские". Сейчас мы знаем, что это была ошибочная точка зрения, пути нынешних русского и украинско-белорусского народа разошлись на рубеже XIII–XIV веков, а двумя веками позже окончательно разделились украинцы и белорусы. Тем не менее в Российской империи признавался лишь единый русский народ и единый русский язык, а объективно существовавшие различия сводились к чисто лингвистическому феномену — говорам.
На карте 1914 года мы видим малорусские, белорусские и великорусские говоры, причем последние, в свою очередь, делятся на три группы. Собственно, границы между этими группами (жирные сплошные линии) и могут рассматриваться как естественные границы между тремя современными народами (русскими, украинцами и белорусами) по состоянию на 1914 год. Учитывая то, что между 1914 и 1922 годами существенного переселения народов не произошло, то все подарки можно вполне точно установить по данной карте. Для проведения сравнительного анализа я нанес нынешние границы государств и береговую линию морей в проекции Альберса фиолетовым цветом (поскольку я не знаю, в какой проекции была составлена карта 1914 года, проекция Меркатора точно не подходит к ней, а проекция Альберса оказалась наиболее близкой).
На карте 1914 года ареал расселения украинского народа (ядро малорусских говоров) закрашен бледно-зеленым цветом, белые вкрапления на этом фоне — совместное расселение украинцев и инородцев с преобладанием украинцев, а бледно-зеленые вкрапления на белом фоне — напротив, совместное расселение украинцев и инородцев с преобладанием последних (инородцы — это народы, отличные от русских, украинцев и белорусов). Ареал расселения белорусского народ закрашен серым. Ареал расселения нынешнего русского народа (тогда — великорусов) закрашен желтым и оранжевым цветами. Области, где жили совместно три части тогдашнего общерусского народа, показаны штриховкой, причем карта не дает понятия о преобладании той или иной его части.
(По клику откроется полная версия карты)
Основываясь на этой карте, можно сделать следующие выводы:
1. Россия (РСФСР) не дарила никакой части ареала расселения нынешнего русского народа ни УССР, ни БССР, ни Латвии, ни Эстонии. Причем нынешние границы между Эстонией и Россией, между Латвией и Россией довольно четко проходят по линии на карте 1914 года.
2. Украина (а точнее, её часть — ЗУНР, которая была образована после распада Австро-Венгерской империи и впоследствии захвачена Польшей) лишилась населенной украинцами территории на юго-востоке Польши с городами Бельск (ныне Бельск-Подляски), Холм (Хелм), Ярослав, Перемышль (Пшемышль), Санок, Горлице, Крыница, Мушина. К слову, на карте 1914 года эти земли отнесены к чисто украинским, тогда как восток нынешней Словакии (Прешов, Кошице) — это земли, на которых украинцы составляли меньшинство.
3. Украина получила небольшой кусочек Северной Буковины к юго-западу от Черновцов, однако сами Черновцы и большая часть Черновицкой области на карте 1914 года показаны как чисто украинские земли. К тому же, судя по этой карте, сравнимые территории Северной Буковины, которые в 1914 году были заселены украинцами, ныне находятся в составе Румынии.
4. Украина получила Южную Бессарабию, где не было преобладания украинцев. Однако, вопреки расхожему заблуждению, Одесса не отмечена как город с преобладанием русского населения или же инородцев. Все Причерноморье до Белгород-Днестровского, включая Одессу и Николаев, было территорией с преобладанием украинского населения, а земли от Херсона до Перекопа — чисто украинские. Если же брать побережье Азовского моря от Мариуполя до Перекопа, то это тоже были территории с преобладанием украинского населения.
5. Россия получила в подарок от Украины Азовское и Черноморское побережье от нынешней государственной границы до по крайней мере Новороссийска, а если брать соотношение русских и украинцев, то аж до Сочи. Мы четко видим на карте 1914 года, что область вокруг Таганрога была населена украинцами и лишь вокруг Ростова-на-Дону жили вместе украинцы и русские. Далее на юг, от Ейска до Новороссийска, было чисто украинское население, а от Новороссийска до Сочи — преобладание инородцев с украинским (но не великорусским!) меньшинством.
5. Россия получила в подарок от Украины также и всю Кубань. На карте 1914 года четко видно, что область к северу от одноименной реки, с Екатеринодаром (ныне Краснодар) и Ставрополем, была заселена украинцами. Собственно русские земли начинаются только на восток от Ставрополя. Южнее реки Кубань большинство населения составляли инородцы, но там также жили украинцы, так что область с городами Майкоп, Лабинск, Армавир — это, по логике Путина, подарок Украины. К слову, первым официальным языком Кубанской Народной Республики был украинский, а само правительство Кубани предлагало гетману Скоропадскому образовать федерацию Украины и Кубани (гетман отказался, потому как хотел вхождения Кубани в состав Украины на правах автономии).
6. Россия получила в подарок от Украины большую часть Белгородской и почти половину Воронежской области. В частности, сам Белгород, Короча, Новый Оскол, Острогожск, Богучар — это все были украинские земли. Границей между Украиной и Россией должен был стать Старый Оскол. И даже на левом берегу реки Дон, к северо-востоку от Богучара, жили в основном украинцы. Это была часть Слободской Украины.
7. Вопреки расхожему заблуждению, ни Донецк, ни Луганск, ни Старобельск, ни Харьков, ни тем более Крым не были подарками Украине от России. По карте видно, что земли в треугольнике Харьков, Луганск, Александровск (ныне Запорожье) были населены украинцами. К югу от Александровска и не обозначенной на карте Юзовки (ныне Донецк) население было смешанным с преобладанием украинцев. В Крыму было преобладание инородцев (что понятно — это крымские татары, греки, армяне), а из славянского населения большинство составляли украинцы. В 1918 году войска УНР практически захватили Крым, взяли Симферополь и Бахчисарай, Черноморский флот поднял сине-желтый флаг, но под давлением немцев украинская армия из Крыма ушла, а власть была передана крымско-татарскому правительству Сулькевича. Но и оно в октябре того же года было вынуждено вести переговоры о вхождении Крыма в состав Украинской державы.
8. Россия получила в подарок от Беларуси по меньшей мере половину Смоленской и половину Брянской области, включая города Смоленск и Стародуб. Это чисто белорусские земли, а если мы еще возьмем земли со смешанным населением, то граница собственно великорусских территорий проходила через Калугу и Брянск. Белорусы вполне могут сказать, что подарили России всю Смоленскую, 80% Калужской и 60% Брянской областей.
9. России от Беларуси в подарок достался также небольшой участок на юге Псковской области вдоль нынешней границы, от Себежа до Невеля. Лингвистическая граница в 1914 году проходила севернее, через Великие Луки.
10. Наконец, Украина подарила Беларуси около 15% её нынешней территории, это юго-запад Гомельской и почти вся Брестская область, кроме района Барановичей. В украинскую часть входили города Мозырь, Пинск, Брест-Литовск, Кобрын, Пружаны. Лингвистическая граница между украинцами и белорусами проходила по линии Мозырь — Слоним.
11. Ну и в завершение этого анализа карты, можно сказать, Беларусь, в свою очередь, подарила Литве регион с её древней столицей Вильнюсом, а Польше — небольшой район с Белостоком, потому что в 1914 году там преобладали как раз белорусы, но не поляки и не литовцы.
Итак, применяя этнографический принцип и основываясь на диалектологической карте 1914 года, мы можем утверждать, что нынешняя Россия (тогда РСФСР) никому ничего не дарила, по крайней мере в европейской её части. Напротив, она получила от Украины поистине царский подарок — Таганрог, Ростов-на-Дону, Кубань и часть Ставрополья, Белгородскую и юг Воронежской областей. От Беларуси Россия получила, по самым скромным подсчетам, большую часть Смоленской и половину Брянской областей, а если отбросить скромность, то и все земли до Калуги и Брянска, плюс еще бонус в виде юга Псковской области. Беларусь от Украины получила территорию от Мозыря до Слонима, это почти вся Брестская и юго-запад Гомельской областей.
А теперь давайте вернемся к нашим баранам. Больше всех кричит и агрессивнее всех себя ведет страна, которая никому ничего не дарила, но сама больше всех получила, — Российская Федерация. Черной неблагодарностью она отплатила тем, кто подарил ей больше всего, — Украине. Под угрозой и Беларусь, которая отдала России Смоленск, а теперь ей самой грозит дружеская "инкорпорация". Так кто у нас, получается, неблагодарный субъект бывшего Союза?