В своей новой книге Катерина Гордеева обвиняет людей, не испытывающих симпатий к Путину, в травле Чулпан Хаматовой. В этом грехе обвиняются оппозиционные блогеры, а в качестве примеров оной Гордеева ссылается как на критические тексты последних по поводу публичных верноподданнических призывов Хаматовой, так и на действия, выразившиеся, в частности, в повреждении автомобиля актрисы.
Из изложения событий, правда, не ясно, кто именно бил и царапал машину — оппозиционеры или оскорблённые сочувствием актрисы к Кириллу Серебренникову "патриоты". Опыт подсказывает, что больше похоже на НОД или SERB. Но Гордеева не вдаётся в такие детали и называет "травлей" как первое, так и второе. Заметим, что при этом "аркадии бабченки" и "олеги кашины" в качестве участников травли ей упоминаются, а "гоши тарасевичи" или "александры петрунько" — нет.
"Травля" — понятие не терминологичное, и Катерина Гордеева вольна считать таковой всё, что ей заблагорассудится, вплоть до замечаний по поводу плохо подобранного макияжа. Пусть так, хотя мне ближе описание травли в изложении Аркадия Бабченко.
Я посмотрел несколько интервью Хаматовой, в частности её годичной давности диалог с Жанной Немцовой.
Увидел примерно то, что ожидал. Чулпан — искренний и честный человек. Искренне не понимает, с кем правда в конфликте Украины и России. Слушает одну сторону и верит. Слушает другую — и разуверяется.
Сомнения в принципе — вещь хорошая. Только дураки всегда знают, где правда. Но истина сия не универсальна. Можно сомневаться в бесконечности Вселенной. Можно в эстетических достоинствах музыки Бетховена. У каждой из сторон найдутся аргументы. Но сомневаться, что дважды два будет четыре или пять, можно лишь имея разум 5-летнего ребенка.
Возможно, для актрисы это естественно и даже хорошо. Оскар Уайльд писал, что роль Гамлета среди прочих великолепно играли не слишком умные люди.
Задержусь на единственном высказывании Хаматовой: в одном из интервью Собчак она предпочла жизнь в Северной Корее революционной смене власти. Это не случайность. Это — фундаментальная личностная установка. Это добровольное согласие на национальную лоботомию. На овощное существование прикованного к железной койке организма, который кормит медперсонал, и справляющего под себя большую и малую нужду.
Проблема не в том, что инстинкт самосохранения столь силен, что, оказавшись перед таким выбором, сотни миллионов людей примут разное решение.
Проблема в том, что известный и в силу профессии ежедневно проповедующий гуманистические ценности человек публично предпочитает жизнь овоща.