Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Кино, мафия и MORAL

Кино, мафия и MORAL

Евгений Вильк: Бывают художественные произведения — пророчества...

28.02.2018 • Евгений Вильк

МакМафия. Фото: скриншот видео youtu.be/EbT5vu0wEMw

Слава Богу, есть в мире искусство, и жить с ним становится не так тускло и уныло. Искусство бежит наперегонки с реальностью и иногда предсказывает ее, расцвечивая подробностями, от которых захватывает дух. А иногда, впрочем, создает такие мифы о реальности, уводит в такую далекую и дремучую сторону, что только диву даешься.

В 1898 г. был опубликован роман М. Робертсона о неком самом большом в мире пассажирском корабле "Титан", с 3000 пассажирами на борту, который в апреле месяце столкнулся с айсбергом и затонул. Роман прошел бы совсем незамеченным, если бы только через 14 лет, 14 апреля 1912 года самый большой в мире пассажирский пароход "Титаник" с 3000 пассажирами на борту не столкнулся с айсбергом в том же районе, что его литературный двойник, и не затонул...

Бывают художественные произведения-пророчества...

Мария Захарова недавно распиналась о скандале с кокаином из Аргентины, который разразился 22 февраля сего года. Представительница МИДа гордится послом в Аргентине, который раскрыл планы наркоторговцев... Российский МИД — это сокращенное на русский лад имя фригийского царя МИДаса, у которого были ослиные уши. Царь скрывал уши под шапкой, и это была величайшая гостайна Фригии. Брадобрей царя тайну знал, и его распирало от желания сей тайной поделиться. Но ведь... нельзя... не сносить головы! Тогда брадобрей вырыл в земле ямку, нашептал в нее совсекретные сведения и получил, как думал, безнаказанное облегчение. Но из ямки вырос тростник, и тростник нашептал тайну ветру, а ветер разнес ее по всей земле. Будем считать, что древние тростник и ветер, — это пророчество о спецантенах, телефонных прослушках и свободной прессе. Так что с публикацией последних Марии и ее коллегам шапки на ушах уже не помогают. Тем не менее женщина из МИДа была в ударе. И сказала, что все это столь замечательно, что стоило бы снять фильм... Это она зря сказала, потому что фильм уже вышел на экраны...

11 февраля 2018 вышла на экраны последняя серия первого сезона англо-американского сериала МакМафия. Алекс Годман (Джеймс Нортон), главный герой сериала, сын мафиози из России Дмитрия Годмана (Алексей Серебряков), много лет назад эмигрировавшего в Англию и "отошедшего от дел". Алекс закончил Гарвард, смутно представляет себе прошлое отца, и начинает карьеру честного английского бизнесмена. Но стихия мафии его все-таки настигает, он мстит за убитого дядю, пытается спасти от покушения своих родителей, и сам встает в конце концов на скользкий от крови путь мафии. "МакМафия" — это значит, как объясняется в фильме, грандиозная всемирная мафия, по типу всемирной сети Макдональдса. Вот такую сеть начинает строить главный герой, чтобы победить своих смертельно опасных конкурентов. Самое интересное и неожиданное для меня лично было в этом фильме, как меняется по ходу его содержание мафиозного бизнеса. Т.е. русская мафия в фильме — крыша, рэкет, поставка поддельных товаров, отмывание больших укрытых от налогов денег... Но вот посередине этого всего врывается в фильм тема наркотиков, наркотрафика из Латинской Америки. И в конце фильма становится главной. Алекс Годман едет в Москву и создает союз между латиноамериканскими наркобаронами и кем-то о-о-чень высоким в российском правительстве, таким высоким, что ему и ФСБ подчиняется. На этой торжественной ноте сезон сериала и завершился. Как мотивируется в фильме тяга латиноамериканской наркомафии к России? Оказывается, производители наркотиков из жарких широт ищут пути надежной доставки своего товара в Европу. Да, да, именно в Европу, а не в Россию, и в европейских портах у них прокол и путь туда для них закрыт. Кто-то о-очень высокий в России открывает для них радушно свои порты для доставки их "товара" и обещает, что тем самым сбыт в Европу им обеспечен. Он просит, правда, за это такой высокий процент, что латинос бледнеют, но, делать нечего, путь этот настолько надежный, что им приходится, вздохнув, согласиться.

Должен признаться, что чем дальше развивался сериал, тем больше его формальная сторона казалась мне искусственно голливудской. Да, у российской верхушки ноги по колено в неотмытом триллионе долларов, а руки по локоть в крови. Но все-таки, знаете ли, не срезают Шойгу с Бортниковым еще и кошельки у посетителей ГУМа (но около ГУМа, не без помощи спецслужб, убит Борис Немцов — прим. Каспаров.Ru), — это дело мелкой гопоты. Вот и наркотики, думалось, не на высоте их нефтяных вышек. И уж тем более Латиноамерика — не их епархия. Но для Голливуда нужна понятная знакомая мафия с мексиканскими мачо! И уж совсем непонятна была мне мотивация киношных наркобаронов, стремившихся к союзу с русскими. Им ведь в Европу нужно свой дурман отправлять? Так при чем здесь Россия, какие бы коррупционеры там у власти ни стояли? Как дальше-то они будут вести "товар"? В европейские порты? Так там своя таможня. Козьими тропами через границу? Возможно. Но это все равно пересечение зоны контроля европейской таможни и пограничников. И абсолютную надежность российские партнеры здесь гарантировать не могут. А ведь, судя по фильму, латиноамериканские мафиози сами сидят в Европе и мелкими партиями гоняют наркотики мимо таможни. Зачем же им отдавать это в другие руки, да еще отказываться от грандиозной доли прибыли? Голливуд! По ту сторону океана просто "Европа" географическая путается с Европой в ее политическом смысле и кажется, что если уж "товар" попал в европейскую Россию, то уж как-нибудь до Бельгии он дойдет. Но нет. Оказывается все не так наивно-киношно здесь. Реальные события прояснили невысказанные в фильме резоны. Русским большим шишкам действительно есть что предложить латиноамериканцам. Если "товар" будет провезен дипломатической почтой, то все опасения таможенного и пограничного контроля действительно отпадают. За это уж можно отдать половину прибыли! МакМафия действует!

Такое вот кинопророчество за 11 дней до катастрофы российского дипломатического Титаника. Интересно, это автор романа о МакМафии Миша Гленни что-то знал?

А вообще фильм странный и с очень неприятным душком. Давно уже я не встречал в западном кино антисемитизма. Может, просто, мало смотрел фильмов?

Алекс и Дмитрий Годманы в фильме, естественно, евреи. Само по себе это было бы смешно называть антисемитизмом. Что, евреев нельзя показывать как отрицательных персонажей, как еврейских бандитов? А Беня Крик у Бабеля? А еврейская мафия в "Однажды в Америке"?

Все бывает в жизни и все позволено в искусстве. Не хочу много философствовать на эту тему. Где начинается речка и где заканчивается ручей? Но ведь где-то все-таки заканчивается! И мутный ручей превращается в зловонную речку.

МакМафия — это фильм о том, как еврейская мафия за несколько ходов побеждает русскую, православную. А наркобароны латинос, чешские полицейские, индийские бандиты и русские коррумпированные высокие чиновники становятся ее невольными орудиями. Так, по крайней мере, — в первом сезоне сериала. На пути Алекса Гудмана по фильму встает Семен Клейман (Дэвид Стрейтэйрн), израильский политик, член Кнессета, выходец из России и тихий мафиози. Это он создает концепцию МакМафии и устраивает заочную битву с главой русского клана Вадимом Калягиным (Мераб Нинидзе). Если русский Калягин брутален и сам может забить куском трубы чешского полицейского, то Семен Клейман лично тих и безобиден и действует чужими руками, — известный штамп анитисемитского дискурса. Израиль при этом выглядит дикой мафиозной страной. Еврейские бандиты сотрудничают с арабскими террористами. Это брутальные арабы похищают в Египте наивных русских девушек и перепродают через границу евреям в израильские бордели, а те с вежливыми улыбками и без лишней грубости держат их в рабстве.

Мафия, как известно со времен "Крестного отца", ценит больше всего семейные устои и семейную мораль. Это вовсю эксплуатируется в МакМафии. И Алекс Годман и Вадим Калягин делают "все ради семьи". Ну и, конечно, сентиментальный флер "традиционных ценностей" куда гуще и убедительнее вокруг Калягина. Он нежно любит свою невинную ничего не знающую дочь, он верен памяти некогда убитой жены. А вот Дмитрий Годман живой жене изменяет, а Семен Клейман вообще пошел по пути нетрадиционной любви. Даже дружба в русской мафии вернее и надежнее. Офицер ФСБ Илья Федоров (Кирилл Пирогов) просто из фронтовой дружбы, без денег, помогает Вадиму Калягину всеми тайными возможностями спецслужбы. А вот Семен Клейман труслив и в конце концов выдает Алекса Вадиму. Чисто религиозные акценты авторы фильма тоже не забыли расставить. Несмотря на то, что и те и другие — "русская мафия", Алекс и Дмитрий появляются на кладбище в кипах, а дочь Вадима искренне молится в церкви и ставит свечи. Важно и то, что "они" в кипах, конечно, религиозно индифферентны, их "бог" — это деньги, а вот молитва девочки в церкви искренне горяча.

Хладнокровный Алекс Годман в конце концов расправился с Вадимом Калягиным. Но нравственные симпатии зрителя должны быть, видимо, на стороне Вадима. Последний смотрит на фото любимой убиенной дочери, когда Алекс стреляет ему в затылок.

МакМафия по фильму создана. И это еврейская супермафия. Немецкий фильм "Еврей Зюсс" 1940-го издали шлет привет. Такова МОРАЛЬ фильма. Исследователи потом расскажут, кто из создателей больше постарался в выписывании сей морали — автор романа Миша Гленни, сценарист Хуссейн Амини, или сценарист и режиссер Джеймс Уоткинс.

Но вот исполнитель одной из главных ролей Алексей Серебряков как-то не пошел по пути сей морали. Даже удивительно, как он огорчил вдруг и культурного министра и Госдуму.

И уж совсем огорчила добрых зрителей действительность. Алекс Годман по фильму ведь создал закрытый фонд для Семена Клеймана и его денег. И гляди-ка, и действительно двое аргентинских представителей русского наркокартеля создали фонд, "Русские православные меценаты в Латинской Америке", то есть "Mecenas Ortodoxos Rusos En America Latin". Сокращенно — MORAL". История правдива, только мораль жизни не всегда совпадает с киношной.

Об авторе:

Евгений Вильк