Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Мои две копейки о предстоящих "выборах"...

Мои две копейки о предстоящих "выборах"...

Алина Плитман: Большинство хочет быть баранами

17.12.2017 • Алина Плитман

Стадо баранов с козлом-провокатором

Сейчас идет много дебатов о том, как быть с предстоящими выборами в России. Я прочитала разные мнения, и мне захотелось высказать свое. Большинство (в моей ленте друзей) призывает бойкотировать выборы. Аргументы приводятся от "нельзя садиться с шулерами за стол", "весь мир увидит" до "нельзя давать высокую явку и тем самым легитимность выборам". Хочу сделать свою философскую рефлексию по данному вопросу.

Для начала к терминологии. Чем отличаются законность (легальность) и легитимность выборов? В случае с законностью речь идет о соответствии некой процедуры неким правилам. Выборы — это институт демократического общества, которое предполагает разделение власти. Поэтому в демократическом обществе также предполагается наличие других институтов, которые могут определять соответствие проведенной процедуры выборов установленным правилам и которые могут в случае найденных нарушений применять санкции — например, признать выборы недействительными. Важный нюанс — все эти институты (как сами выборы, так и их проверка) находятся внутри страны. Никакая "заграница нам поможет" тут не работает. Нет оснований у других стран прийти в политическое пространство отдельно взятой страны и назначить экспертизу или признавать выборы действительными или недействительными. Это интервенция и захват власти. Поэтому аргумент "пусть весь мир увидит" — это полная чушь. Весь мир уже давно все увидел, а порядок в собственной "квартире" нужно наводить самому.

Теперь о легитимности. Легитимность — это некий механизм, позволяющий признавать власть за одним человеком/органом власти. То есть, примитивно говоря, я понимаю и признаю, что полиция может меня арестовать, а я полицию — нет. Почему это происходит? На это есть множество теорий, начиная от Левиафана Гоббса и общественного договора Руссо. Но это не правовой акт, зафиксированный в неком законе. Упрощенно говоря, легитимность происходит в нашей голове — от страха ли, по убеждению ли, по заблуждению ли.

Что будет, если население бойкотирует выборы? Фальсификация пройдет без сучка и задоринки, потому что не будет даже минимальных попыток ей помешать. Телевизор покажет явку и результат (как на "референдуме" в Крыму). Ни подтвердить, ни опровергнуть эти цифры никто не сможет — а как? Никого не было, никто не считал, не наблюдал, не вел учет. Получится песенная ситуация "Был в Керчи? — Не был, так молчи".

Коротко о фальсификации. Фальсификация — это не некий мистический волшебный процесс в стиле Гарри Поттера, который происходит по мановению волшебной палочки. Это вполне конкретные действия совершенно конкретных людей, которых можно привлечь к ответственности. Если бюллетени фальшивые — значит, кто-то их напечатал, привез, заполнил, подложил и посчитал. Если никаких бюллетеней нет и на формальности вообще никто не заворачивается (предположим такой вариант), то есть человек, который вносит цифры с потолка, которые потом показывает телевизор. Есть "директор" телевизора, который позволяет показывать по телевизору взятые с потолка цифры и т.д. Поэтому фальсификация возможна при всеобщем безразличии, апатии, бессилии. И фальсификация крайне затруднительна при всеобщем внимании, действии, активности.

Что будет, если люди решат прийти на выборы? Каждый заполненный бюллетень (и не важно, что именно там будет вписано) мешает вбросить фальшивый. Каждый лишний глаз на избирательном участке видит, что там происходит. Каждый гражданин, который решает наблюдать, а не просто поучаствовать для галочки, мешает подсовывать фальшивые бюллетени. Чем более пусты избирательные участки, тем проще подбрасывать и подтасовывать результат. Чем полнее избирательные участки, тем меньше возможностей заниматься шулерством. Потому что, повторюсь, шулерство происходит не по мановению волшебной палочки, а является действиями совершено конкретных людей, которые не хотят быть пойманными.

И в конце хочу коротко сказать о ставшей привычной демонизации, инструментализации и расчеловечивании власти. Говоря о президенте, Кремле, башнях Кремля, власти в целом, люди говорят о неких субстратах власти, в которых отсутствует напрочь человек. Люди в принципе не очень склонны к эмпатии, и особенно это заметно, когда речь заходит о медийных лицах и властных структурах. О Путине говорят или как о герое, или как о монстре, но как о всесильном, непобедимом, безошибочном, безжалостном — бесчеловечном. Нет понимания, что это человек, который, как любой другой, может бояться, ошибаться, быть ограниченным в каких-то возможностях. Такое отношение к власти — образ персонификсции зла или сатаны в современном обличье — вызывает чувство обморока, бессилия, отбивает желание сопротивляться — что является на самом деле рациональным решением. Какой смысл бороться с тем, что не можешь победить? Рациональнее не тратить силы понапрасну. Именно эта парадигма и внушается годами с помощью ТВ — складывайте лапки, господа хорошие, сопротивление бесполезно. И в этой парадигме существует на сегодняшний день и ТВ-публика и интернет-публика. У некоторых есть еще надежда и оглядка на Запад (некий, условный, не вникая, какой именно). Но в целом мысль укоренилась — делать ничего не надо, потому что делать что-либо бессмысленно. Верить никому нельзя, потому что все, кто придет — это "проект Кремля". Кто это — Кремль? Какой у него может быть проект? Кто этими проектами может там в принципе заниматься? Эти неудобные вопросы никто не задает. Парадигма — всесильный Кремль, сопротивляться бесполезно. Модно говорить о власти жуликов и воров, гопников из подворотни, гэбухи. Не модно задавать вопрос, а откуда у этой необразованной, неумной, наглой публики может быть интеллектуальный ресурс, чтобы строить некие грандиозные планы и еще их успешно реализовывать? Логика где? То есть двух слов в своем прекрасном послушном телевизоре гэбуха связать не может (учитывая все подставные вопросы, монтаж, дубли, заказные вопросы и заученные ответы), а высокоинтеллектуальные планы строить может?

Беда России сегодня, на мой взгляд, заключается в повальной дремучести, помноженной на огромный размер страны. Дремучесть не в смысле "русские тупые", а в смысле годами и десятилетиями продвигаемой программы одебиливания населения. Начиная со школы и заканчивая телевизором. Большинство людей, даже образованных, не знают многих элементарных вещей, их можно легко одурачить, запутать, сбить с толку. Этот эффект усиливается огромным размером страны, в которой любое новшество будет убито неповоротливостью и негибкостью системы. Нельзя быстро отреагировать, если из одного конца страны в другой нужно добираться неделю. На этом играют "патриоты" — все величие размера нужно только для того, чтоб сохранить эту крайнюю неповоротливость, негибкость, очень благоприятную для коррупции. Я думаю, никому в 21 веке не кажется, что благосостояние зависит от размера страны. Люксембург и Лихтенштейн являются одними из самых богатых стран Европы. Только не из расчета дохода на один конкретный карман, а из расчета дохода страны на уровень жизни каждого жителя. Поэтому все призывы гордиться размерами и величием нужны только для того, чтоб одни щелкали голодным клювом и гордились (медалями, победами, великой историей), а другие пока будут свои карманы конкретными деньгами набивать и насмехаться над горделивым дурачьем. Поэтому даже если в Москве выйдет миллион человек на демонстрацию протеста, уже в Рязани этот протест мало кто поймет и еще меньше поддержит. А до Владивостока вообще вряд ли что дойдет из этого импульса. Жизнь разрозненна, есть общие проблемы, но региональные отличия намного сильней. Кроме величия нет никакой идентификации граждан между собой и себя со страной. Нет понимания общих проблем и общих целей. И потому нет понимания взаимосвязей между величием, крымнашем и сегодняшней конкретной ситуацией.

...Говорить можно долго, но суть ясна. Выборы в России давно превратились в фарс. Но не потому, что власть такая хитрая и всесильная, а потому что народ безмолвствует. И в этой кромешной тишине власть, не обладающая никакими талантами или выдающимися качествами, чувствует свою полную безнаказанность. Бессилие, апатия вызывают желание не ходить на выборы. Не ходить — встать в стадо баранов, с которыми можно делать все, что угодно. Покорно идти на убой. Потому что все равно все бесполезно и бессмысленно. Пока что большинство хочет быть баранами. И не надо ссылаться на Каспарова и других уважаемых людей, вынужденных уехать в эмиграцию и призывающих оттуда бойкотировать фальшивые выборы. Их выдавили из страны, чтоб не баламутили безмолвствующий народ, а стадо баранов молча и покорно посмотрело им вслед. Посмотрело и продолжает жевать свою унылую жвачку.

Об авторе:

Алина Плитман