Прошло уже 7 лет с тех пор, как белорусская рок-банда "Ляпис Трубецкой" радикально "перезагрузила" и свой имидж, и музыку, и содержание песен. О прежнем, ерническом, "юмористическом" "Ляписе" теперь напоминает разве что легкий налет по-белорусски простодушной иронии. Но в целом — "только хардкор".
Новый альбом примечателен тем, что его выпустили чуть ли не через два года после записи. Во всяком случае, песни сочинили еще в 2012-м. Группа заслуживает похвалы за хороший дар если не предвидения, то прогнозирования. Впрочем, тут надо не перехвалить. Все-таки в 2012 уже на полную мощность бушевали бури вокруг дела Pussy Riot. Да и в целом идеологический поворот к консерватизму, великодержавности и религиозности стал очевиден с начала третьего президентского срока Владимира Путина. Так что в песне "Матрешка" "Ляписы" предвосхитили развитие и разрастание тех тенденций, которые были очевидны и в момент ее создания.
А вот трек "Воины света" — это предвидение куда более высокого уровня. Тут тебе и "прыгай выше неба" (в смысле известное "кто не скачет, тот москаль"), и "бей в барабан", и "баррикады", и "бьются до рассвета", "ночью закон — руби, чтобы согреться". Сразу несколько образов, которые оказались в песне задолго до того, как были воплощены в реальности на Майдане в Киеве.
В музыкальном отношении на этом альбоме группа не демонстрирует ничего принципиально для себя нового. Все тот же бодрый и боевой панк, ска, хардкор с вкраплениями регги. Бойцы рок-протеста даже эсхатологические и апокалипсические ощущения умудряются подать весело, как в номере "Танцуй". Помирать так с песней.
И более чем уместным оказалось включение в новый альбом кавер-версии песни "Государство" "Гражданской обороны", которая была записана белорусами для сборника-трибьюта "Гр.Об" уже лет 12 тому назад. То, что тогда казалось разовым экскурсом дурашливых шутников в область музыки протеста, для обновленного "Ляписа" является абсолютно органичным.
В случае с этим ансамблем не возникает желания разбираться в идеологических ориентациях. Нет ничего скучнее и неуместнее, чем приставать к артисту с вопросом "за кого" он. Но можно отметить, что в целом "Ляпис Трубецкой" генерирует и транслирует анархистские и левые послания и как имиджем, так и текстами песен укладывается в русло афа-субкультуры, но с непременным добавлением все той же ироничности.
"Молох", "Телевизор", "Котлован" — зонги против "Системы". Проблемы экологии, промывка мозгов масс-медиа и пропагандой, бессмысленный труд в обществе потребления... Ошибутся те, кто, исходя из названия альбома, заглавной песни и красноречивого клипа про восстание всех почвенных зомби и демонов сразу, снятого на нее, решил, что новая работа "Ляписа" в целом посвящена наступившему на Святой Руси "Дню опричника". Нет, оказалось, что это только одна из зарисовок на тему происходящего, а трубадуры протеста продолжают метать свои стрелы во все, что этого заслуживает.
"Матрешка" — это метко, это наглядно, это очень хорошо и своевременно. Удачно найденный образ для новой России "духовных скреп" и "традиционных ценностей", где при всей фольклорности, игрушечности и практически самопародийности этого реваншистского консерватизма он все чаще оборачивается своими пугающими сторонами. Так и сам "Ляпис" периодически напоминает нам, что не разучился шутить, но общая интонация — серьезная и нередко мрачная.
Финальный трек альбома — "Клоуна нет" — последний привет тому шаржированному персонажу, своего рода блаженному гопнику, который в течение многих лет был лирическим героем и сценической маской лидера "Ляписа Трубецкого" Сергея Михалка. Нынче накачанный боец-антифа с микрофоном и его товарищи даже отсчет собственной дискографии на официальном сайте ведут с момента своего первого серьезного альбома "Капитал" (2007). Рок-юморина списана в утиль.
"Ляпис Версия 2.0" выпустил уже 8 альбомов. И выход "Матрешки" вызывает желание подвести некоторые итоги этого пути, хотя бы промежуточные. Группа наловчилась выпекать протестные песни-боевики, как свежие пирожки, выстреливая их пулеметными очередями (альбомами). В этом деле достигнуто настоящее мастерство. Но налицо некоторая если не исчерпанность пока, то логическая завершенность. Вообще продолжать в том же духе можно сколько угодно, примеров такого поведения на мировой рок-сцене масса. Но от ансамбля, который в свое время так удивил всех своим разительным перевоплощением, невольно ждешь новых сюрпризов.