Контркультура

Главная // Контркультура // Взрыв из прошлого

Взрыв из прошлого

Показ фильма о немецких террористах RAF внезапно стал поводом для спора оппозиции и единороссов

21.02.2013 • Марина Курганская, Дмитрий Михайловер

Андреас Баадер Фото: zimbio.com

20 февраля в здании РИА "Новостей" показали документальный фильм немецкого режиссера Клауса Штерна о западногерманских левых террористах: "Андреас Баадер. Враг государства". Фильм был создан в 2010 году, он состоит из нескольких видеозаписей акций лидеров RAF и комментариев людей, вовлеченных в процесс над Баадером (по большей части сотрудников карательных органов).

Полуторачасовой фильм погрузил зрительный зал в атмосферу сладкой сонной неги. Казалось, вот-вот тишину нарушит чей-то храп. Картина не вызвала большого интереса у зрителей. В причинах попытался разобраться политолог Александр Тарасов:

"В картине нет ни одного героя, который выступал бы на стороне Андреаса Баадера. Все спикеры — следователи дела RAF, начальник тюрьмы и адвокат, предавший Баадера. Мы не получаем объективной картинки. Фильм смахивает на заказаху в духе Мамонтова". (статья Тарасова о RAF). 

Лишает документальности фильм и халатность режиссера: в кадре полностью отсутствуют какие-либо комментарии и пояснения, нет даже имен героев. Несмотря на то, что фильм говорил голосами сотрудников тюрьмы, харизму Баадера скрыть не удалось.

Не удалось авторам скрыть и уровень симпатий к нему, в которых, в той или иной степени, признавались даже противники Баадера. Мельком, режиссер затронул тему "неоднозначного" воспитания Андреаса.

Депутат от "Единой России" Сергей Поддубный отметил, что у него было "нездоровое для ребенка окружение — художники и писатели".

Центральной линией режиссер Клаус Штерн выбрал "страдалицу" — подругу Андреаса, родившую ему детей. На камеру она жаловалась, что Баадер не приносит ей и детям украденные из банков деньги и регулярно режет себе вены.

Атмосферу уныния, царившую во время показа, разрушил  "политик в кедиках" Илья Яшин, который от размышлений экс-начальников тюрьмы и видеосъемки бывшей кухни немецких партизанов, перешел на тему противостояния режима и оппозиции в России:  "Вы понимаете, что вас тоже взрывать скоро начнут?!" (обращаясь к ЕдРосу Сергею Поддубному).

С этого крика либеральной интеллигенции зал потихоньку проснулся. Основной темой дискуссии стала очевидная параллель между современной Россией и ФРГ семидесятых годов. Высокий жанр обсуждения поддержали: художник Анатолий Осмоловский, поэт Кирилл Медведев, член правления общества "Мемориал" Александр Черкасов, публицист и политолог Александр Тарасов.

Яшину вторил Осмоловский: "Мы отстаем от запада на 50 лет, через каких-нибудь два-три года у нас тут будут взрывы и волнения. Этот жуликовато-поповский режим уже не отвечает запросам продвинутого, самостоятельного общества".

Заполучив в руки долгожданный микрофон, сидящий в зале, Максим Шевченко в фирменном стиле перевернул дискуссию с ног на голову. По залу поползли смешки и возгласы.

"А вы в Чечне были?", — зачем-то кричал в ответ Шевченко. Неоригинальная риторика Максима Шевченко нашла отклик разве что в сердце его пресс-секретаря, сухой сутулой женщины в черном платье.

То и дело выхватывающий микрофон, Яшин снова и снова уводил дискуссию дальше от фильма: "А где деньги Сочинской Олимпиады?!" Под руку ему попал Сергей Поддубный, скромно сидевший в инвалидной коляске – "Где эти 50 миллионов у.е.? А?".

"Я вообще не понял, что мы тут обсуждаем", — попытался было отделаться Поддубный, даже не заметив, как Яшин перепутал "миллионы" с "миллиардами.

Но не тут-то было, после обличительной тирады об украденных сочинских деньгах Яшин грозно сфотографировал Поддубного на iPhone и запостил очередной твит.

Наконец право слова получили зрители. К сожалению, воспользоваться им смогли не все. Некоторые до того прониклись духом патетических возгласов и оскорблений, что смогли разве что грозно вопросить "доколе?".

К десяти часам обсуждение фильма окончательно превратилось в шапито-шоу. Атмосферу всеобщего абсурда неожиданно нарушил тихий и рассудительный голос молодого человека из зала. Он напомнил, что Баадер в первую очередь боролся с фашистами во власти — чиновниками и бизнесменами с нацистским прошлым. Баадер и его товарищи выступали против режима, который скинул кожу "гитлеровского третьего рейха", но не сменил сути. И поняв, что на их мирные акции никто не реагирует, они взялись за автоматы. О том, что рафовцы хотели открыть второй фронт в войне США и Вьетнама и помогать вьетнамцам, не было сказано ни слова. Дискуссия, да и сам фильм не отличались художественным исполнением.

"Уныло" — заключили корры Каспаров.Ru и отправились есть яблоки. В фойе раздавали красный Джонатан.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Об авторе:

Марина Курганская

Об авторе:

Дмитрий Михайловер