Госдума 25 января приняла в первом чтении законопроект, который предполагает создание Росфинагентства. В его ведение перейдут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Закон вступит в силу с момента опубликования.
Агентство будет иметь форму открытого акционерного общества. Министерство финансов сможет привлечь его к проведению таких операций, как размещение, выкуп, обмен, обслуживание, погашение и учет государственных долговых обязательств.
Инвестиционная декларация будет разработана правительством или Министерством финансов. На откуп министрам отдано определение прав и обязанностей Росфинагентства, его расходов и их возмещения, вознаграждений организации, состава и сроков отчетности, ответственности за нарушение условий договоров.
Власти могут потребовать от представителей агентства раскрыть дополнительную информацию, например, о доходах и имуществе сотрудников, их семей, либо наложить ограничения и запреты, связанные с их служебным положением.
Предполагается, что для начала в ведение Росфинагентства перейдут 10 процентов средств ФНБ. Один год агентство будет работать в тестовом режиме. Со временем с распоряжении структуры окажутся практически все средства. Не исключено, что часть средств правительство оставит в своих руках, их будут держать в высоколиквидных активах.
Комитет Думы по бюджету и налогам уже высказал ряд замечаний по законопроекту. Депутаты потребовали обозначить в его тексте порядок формирования уставного капитала Росфинагентства, а также закрепить в нем долю государства. Также депутаты требуют обосновать расходы по созданию и функционированию структуры. Так, пояснение к законопроекту гласит, что создание Росфинагентства не потребует дополнительных вложений, хотя ранее Минфин говорил о необходимости вложить 1,5 млрд рублей.
Юридическая форма ОАО предполагает, что акции Росфинагентства будут находиться в свободном обращении. Владельцы акций смогут изымать их без согласия остальных акционеров. Однако законопроект не содержит требований к акционерам, а также в нем не прописаны последствия, которые наступят при нарушениях. Таким образом, эти средства при отсутствии госконтроля будет возможно выводить в оффшоры.
Профильный комитет настаивает на том, что Росфинагентство нужно включить в состав стратегических организаций и установить над ним парламентский контроль.
Депутаты еще не предложили Минфину альтернатив по организационно-правовой форме Росфинагентства. В министерстве, между тем, не видят причин для отказа от ОАО, поскольку эта форма "предусматривает требования к прозрачности, подотчетности, подконтрольности".
Экономист Александр Востров:
Государство в очередной раз пытается создать искусственную конкурентную среду. Это не было бы интересно, если бы в Росфинагентстве присутствовало государство, так как появилась бы очередная мертвая структура, в которой деньги бы просто лежали. Здесь ситуация иная — власти пытаются привлечь инвесторов, начать крутить деньги, добиться их доходности. Проект "Сколково" тоже был хорошей идеей, но реалии нашей страны таковы, что реализовать ее не получилось. Пока сложно судить о деятельности новой структуры ,лишь время покажет, как она будет работать. Хотя, скорее всего, идея провалится -непонятно, кто будет контролировать агентство, регулировать его деятельность, нести ответственность. Возможно, с проектом тянули из-за кризиса. Сейчас, почувствовав возможность взять эти средства в оборот, государство решило сделать шаг в этом направлении, но об успешности этого шага пока судить сложно.
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
Это классическая либеральная идея, что управление любыми средствами нужно вывести из-под контроля государства. Но парадокс состоит в том, что эти средства получены государством для экстренных общественных нужд. При возникновении такой ситуации их при новой организации будет сложно вернуть. Деньги вывозят за границу, чтобы они не вернулись в Россию. Данный шаг — это продолжение политики приватизации национальных средств, которую ведет власть. Потеряем мы больше,чем приобретем.