31 октября на Триумфальной площади прошло сразу две акции в рамках "Стратегии-31". Согласованную акцию организовали правозащитники из Московской Хельсинкской группы, "Мемориала" и движения "За права человека". В несогласованной и фактически запрещенной, участвовали сторонники Эдуарда Лимонова и присоединившиеся к ним активисты "Солидарности".
До этого дня лидер МХГ Людмила Алексеева и лидер "Другой России" Лимонов добивались свободы собраний, гарантированной 31-й статьей Конституции, вместе, их акции не согласовывали, разгоняли, Лимонов попадал в ОВД, а год назад получил за организацию митинга на Триумфальной 10 суток.
Однако в ходе последнего согласования организаторы рассорились. Правозащитница Алексеева провести мероприятие численностью в 800 человек, в то время как лидер "Другой России" говорил, что нужно требовать согласования акции по заявке, где значилась цифра, почти в два раза большая, — 1500 участников, и пообещал устроить свой митинг рядом с алексеевским.
Участники согласованного митинга на Триумфальной площади начали собираться за полчаса до его начала, в 17:30. Из-за того что большая часть площадки у памятника Маяковскому отгорожена то ли из-за раскопок, то ли из-за строительства подземного паркинга, митингующие никак не могли найти вход на акцию Алексеевой и недоверчиво смотрели на рамки металлодетекторов и ограждения. К 18:00 участников насчитывалось уже около тысячи, однако митинг не разгоняли. Со стороны 1-й Брестской и зала Чайковского продолжал прибывать народ.
На митинге появился начальник московского ГУВД Владимир Колокольцев, считающий, что участников несогласованных акций нужно сажать на 15 суток, а то и больше.
Он прибыл на Триумфальную за несколько часов до начала оппозиционной акции. Вместе с Колокольцевым на площадь приехали автобусы с ОМОНом и грузовики с военнослужащими внутренних войск. Всего около 50 машин.
В это время у входа на легальный митинг несколько другороссов попытались спилить забор, огораживающий стройку.
Несколько человек зажгли файеры и кричали лозунги, пока их соратник с болгаркой пытался демонтировать ограждение. Всех задержали.
Недалеко от них активисты московской "Солидарности", стоявшие на ступеньках концертного зала имени Чайковского и не пожелавшие присоединиться к соратникам на согласованном митинге, подняли плакат с портретами Сергея Мохнаткина, которого осудили (сторонники утверждают, что незаконно) за избиение милиционера во время одного из митингов "Стратегии-31" и Юрия Шевчука. Для Мохнаткина митингующие требовали свободы, для Шевчука — президентского кресла.
"Шевчука в президенты! Свободу собраний! Нас не запретишь! Мамочка, как больно!" — кричал один из участников акции.
Его и других скандирующих милиционеры, выстроившись в шеренги, выдавливали со ступенек в сторону согласованного митинга.
Один из фотокорреспондентов, получив от милиционера оплеуху, упал на спину и, сжимая в объятьях фотоаппарат, съехал на спине по ступенькам, удивленно вскрикнув "Ой!".
Организатор несогласованной акции Эдуард Лимонов появился у метро "Маяковская". Милиционеров, попытавшихся задержать его в первый раз, отбили другороссы. Чтобы осуществить вторую попытку, милиционерам пришлось долго прорывать окружение. Когда это удалось сделать, Лимонова схватили за руки и за ноги. Тело вождя сначала отнесли к автозаку, а потом решили отнести на митинг Людмилы Алексеевой. "Несем деда на митинг, работаем", — командовали милиционеры. Лидера другороссов дотащили до митинга Алексеевой и там забыли. Мимо него прогуливались люди в масках премьера Владимира Путина.
Всего на площади, по разным данным, собралось от 1200 до 2500 участников.
У входа на согласованный митинг со стороны концертного зала имени Чайковского сторонники Лимонова вместе с активистами "Солидарности" продолжали бороться с омоновцами, одетыми в шлемы и бронежилеты, которые теснили их в сторону митинга правозащитников. "Не хотим в загон, убирай забор!" — кричали оппозиционеры и раскачивали рамки металлодетекторов. Одну из них уронили. Остальные милиция тут же решила убрать сама. "Ура! Победа!" — вдруг закричали "несогласные". Пока они упивались триумфом, ОМОН отвоевал себе еще кусок площади. "Держим их! Не идем назад!" — кричал Константин Янкаускас из "Солидарности", со всей силы отталкивая милиционеров. В 18:30 к протестующим присоединились представители "Солидарности" Илья Яшин и Борис Немцов, а также лидер Левого фронта Сергей Удальцов. Давка продолжилась.
Оппозиционеры толкались с милицией около получаса, а потом милиция ушла. "Митинг окончен, зачищаем площадь", — командовали оцеплению по рациям.
Площадь, впрочем, никто не зачищал, так как митингующие уже стояли у метро, пытаясь прорваться на Тверскую. Кричали женщины, матерились милиционеры, кто-то жаловался на сдавленные ребра. "Это бесполезно, надо бежать с другой стороны! Идем на Садовое!" — скомандовали в толпе, и толпа, к удивлению ОМОНа, побежала перекрывать Садовую-Триумфальную.
"Нам нужна другая Россия!" — радостно закричали оппозиционеры и ненадолго заблокировали движение на Садовой. Вскоре шествие рассек приехавший на пазике ОМОН, скрутивший часть митингующих. Остальные, прячась от машин ДПС, переулками пробрались к Белому дому, где их у Горбатого моста задержала милиция. Участников шествия и журналистов обвинили в переходе улицы в неположенном месте и обязали заплатить штраф в 200 рублей.