Итоги раунда "Борьбы идей" под названием "План спасения Москвы" мы подводим, не испытывая полного удовлетворения. В июле, когда он начинался, город переживал транспортный коллапс и мучился от жары, жизнь в мегаполисе казалась невыносимой. А в начале августа жители столицы стали задыхаться от едкого дыма. Однако решения этой проблемы, которая уже не является чисто московской, не содержит ни одна альтернативная концепция развития города, разработку которых инициировала оппозиция. Впрочем, некоторые участники "Борьбы идей" все же рассматривали проблемы Москвы в связке с общероссийскими. Тем самым они вышли за рамки полномочий мэра, в которые мы их поставили. В следующем раунде мы планируем подняться выше, а сейчас пока попробуем разобраться с Москвой.
В столице очень активны граждане, борющиеся за сохранение исторической застройки города. Эту идею поднял на щит член общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов. Он предложил существенно ограничить новое строительство в центральной части Москвы и присвоить этой территории некий культурный статус. Данная идея, безусловно, не является модернистcкой. Однако трепетное бережное отношение к своему прошлому, которое отличает защитников старины, вполне может послужить основой будущего развития столицы. Ведь
реализация плана консервации исторической части Москвы может способствовать технической модернизации всего городского хозяйства,
так как добиться поставленной Михайловым цели можно только с помощью сверхсовременных технологий. Получается, идея представителя "Архнадзора", касающаяся, казалось бы, только бытия, на самом деле затрагивает и быт. Однако эта взаимосвязь гуманитарной идеи и технологических последствий ее реализации сходу не просматривается. Вероятно, поэтому за идею проголосовали лишь 12 человек.
Идея почетного строителя Александра Стрельникова заключается, по сути, в технократическом обосновании консервации исторической части Москвы (не надо ничего строить, все уже построено). По его данным, в центре города расположено слишком много офисов: на 6,5 процентов площади приходится 38 процентов рабочих мест. Александр Стрельников предложил снять с центра чрезмерную нагрузку, в том числе и транспортную. При этом
основные усилия власти, по мнению почетного строителя, должны быть направлены на поощрение перепрофилирования офисов в историческом центре столицы в гостиницы для туристов.
При этом Стрельников приводит в пример другие европейские города. Там в центре находятся гостиницы, которые приносят городу основной доход. Идею Стрельникова одобрили 35 человек.
Другой участник "Борьбы идей", председатель ТСЖ "Арбатец" Людмила Кайсарова, изначально не претендовала на роль мэра и не предлагала решения глобальных московских проблем. Однако она подняла очень важную не только Москвы, но и для всех российских городов тему жилищного самоуправления. Опираясь на личный опыт и собственные расчеты, Кайсарова показала, что гражданам выгодно напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатационными предприятиями. При этом она отметила, что в настоящее время очень мало объединений потребителей — ЖК, ЖСК и ТСЖ, — которые работают по принципу самоуправления.
Развитию жилищного самоуправления, считает председатель ТСЖ, препятствует муниципальный посреднический бизнес, тесно связанный с властью. Разорвать эту связь и предложила Людмила Кайсарова.
В этом намерении ее поддержали 46 человек.
План спасения Москвы, предложенный научным руководителем НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаилом Блинкиным, предполагает опосредованные действия.
Проблема столицы, по его представлению, не в отсутствии концепций развития, а в безальтернативности власти.
Блинкин подчеркнул, что противовеса решениям власти не существует. У москвичей нет выборов, потому что они не являются избирателями. В этих условиях власть может принимать любые, даже в ущерб большинству, решения в сфере застройки, землепользования и транспорта. При этом, как заметил Блинкин, решения многих проблем, прежде всего транспортных, не являются простыми. Он уверен, что в любом случае придется повышать целевые дорожные налоги, штрафы за парковку в неположенном месте, плату за проезд в метро и так далее. А преодолеть транспортный коллапс может только власть, лишенная привилегий. С Блинкиным согласились 76 человек.
Заметим, что оппозиция выступает, прежде всего, за возвращение демократических процедур, и большинство в этом ее поддерживает. Полагаем, в данном случае наши читатели голосовали не за идею выборности, а за совокупность высказанных автором предложений по решению транспортных проблем. Кстати, Блинкин признался, что если бы на месте мэра он стал реализовывать все высказанные предложения, то на следующих выборах его бы точно прокатили...
С другой стороны к решению проблем Москвы подошел теоретик градостроительства Юрий Бочаров. Он предложил для лучшего управления столицей передать часть Москвы в пределах Камер-Коллежского вала в подчинение федерального правительства. По мнению Бочарова,
управление Москвой будет более эффективным, когда ни у одной власти не будет монополии на столичную территорию.
Таким образом, теоретик градостроительства апеллировал скорее не к москвичам, как Блинкин, а к федеральной власти, привлекая ее к участию в судьбе столицы. Среди прочего, теоретик градостроительства предложил построить большой парламентский центр на юго-западе Москвы. Подход Бочарова в целом оказался не чужд нашим читателям, его мнение разделили 83 человека.
Связь проблем Москвы с ее статусом столицы подчеркнул и член исполкома "Другой России" Сергей Аксенов. Он полагает, что реализация программного положения его партии о переносе столицы в Сибирь разрубит гордиев узел московских проблем. Аксенов считает, что транспортному коллапсу в Москве способствует огромное количество автомобилей чиновников, проживающих в столице. Излишняя концентрация денег, машин, приезжих отравляет жизнь горожанам. Таким образом, уверен политик,
перенос столицы в Сибирь пойдет на благо не только москвичей, но и всех граждан России.
А большое масштабное путешествие с целью освоения новых земель вдохновит нацию на движение вперед. У этой идеи оказалось немало сторонников, свои голоса за нее отдали 164 человека.
Справедливости ради надо заметить, что подобной инициативы вряд ли можно было бы ждать от самого мэра Москвы. Все-таки статус столицы дает городу немалые преимущества, отказываться от которых добровольно никто не станет. Практика показывает, что московские начальники пытаются сохранить статус-кво.
На этих позициях находится и бывший и. о. мэра Москвы Александр Краснов, достаточно уверенно изложивший всестороннюю программу спасения столицы. В ней есть и план решения транспортной проблемы, и предложения по упрощению системы управления Москвой до двух уровней, что, как считает Краснов, резко снизит нагрузку административного рэкета на бизнес. Предложение Александра сократить количество чиновников в городе в 3–4 раза, по нашей оценке, является самым привлекательным в его программе. Оно вполне могло бы обеспечить Краснову победу на выборах. Правда, согласятся ли с ним сами чиновники? Так или иначе, Александр Краснов, как и в прошлом раунде, вышел победителем, набрав 199 голосов. Остается только сожалеть, что в нашей "Борьбе идей" у него не было соперников, обладающих столь богатым опытом управленческой деятельности.