Одной из наиболее важных проблем столицы является сохранение ее исторического наследия. Так считают защитники памятников, которые предлагают взять историческую часть Москвы в пределах Камер-Коллежского под охрану и присвоить ей особый культурный статус. Об этом, в частности, нам рассказал член общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов:
— Облик столицы России — это вопрос политический. Проблема сохранения ее исторической аутентичности стоит очень остро. Новые типовые постройки торговых центров, элитных жилых домов, банков и офисов кардинально меняют внешний вид Москвы, вместе с тем меняется и ее сущность. Характерный исторический, национальный, подлинный стиль города разрушается массовой чуждой ему космополитической застройкой. Конечно, не все новые здания чужеродны Москве. Есть определенные удачные архитектурные решения Михаила Филиппова, мастерских Александра Скокана, Андрея Мейерсона, но они составляют исключение из общего правила. Думаю,
это второе массовое наступление на Москву.
Первое происходило в первой трети XX века. Комиссия Академии архитектуры зафиксировала, что к 1941 году в Москве осталась только половина тех исторических памятников, которые были в 1917 году. В более поздние советские годы было снесено порядка трех тысяч исторических зданий в центре столицы. В лужковский период — около тысячи, а возможно и больше, старинных зданий: памятников и исторической застройки. Точной статистики не существует. Эти потери не превосходят потери советского времени, но они сопоставимы. Разница в том, при Сталине шло сознательное разрушение. Ломали шедевры, потому что была задача перекодировать Москву — заменить старые символы на новые, олицетворяющие столицу мирового пролетариата. Тогда были снесены знаковые постройки старого города и страны: Сухарева башня, церковь Успения на Покровке, Красные ворота, храм Христа Спасителя и так далее.
В то же время огромные куски старого города оставались практически нетронутыми в течение всего советского периода. Это районы Замоскворечья, Заяузья, Ивановской горки, Патриарших прудов, улиц Пречистенки, Остоженки и многие другие. Сейчас идет массированная атака на весь этот ковер исторического города. Происходит перерождение городской ткани Москвы. Аналогичные процессы наблюдаются во многих старинных российских городах: Казани, Уфе, Воронеже, Екатеринбурге, Самаре и так далее. Исчезают целые городские районы, а на их месте появляются новостройки.
Наглядный пример новой Москвы — это Тверская застава, площадь у Белорусского вокзала, где несчастная церковь оказалась зажата деловыми центрами. Над памятником архитектуры нависли офисы, но формально он сохранен. Все остальное убито, и церковь выглядит неживым музейным экспонатом, вставленным в стеклянную витринку. Мне также было больно видеть, как во время строительства новой высотки на Преображенской площади был зарезан Преображенский проезд, который есть на планах еще позапрошлого столетия.
Мы считаем необходимым сохранить историческую застройку и существенно ограничить новое строительство в исторической части Москвы, которую предлагаем определить границей Камер-Коллежского вала.
В этих пределах город существовал с середины XVIII века до марта 1917 года. Этот ареал несколько шире, чем Садовое кольцо, и в этом массиве находится значительное количество памятников архитектуры, характерной исторической застройки и ландшафта, включая и трассировку улиц. Мы выступаем за сохранение не только памятников, которые составляют 10 процентов застройки, а всего, что имеет архитектурную обработку, создает фон, облик города: исторических построек, улиц, переулков, проспектов, дворов, проездов.
Кроме Москвы, ни одна европейская столица в ХХ веке столь существенных потерь архитектурного наследия ни от бедствий, ни от войны, а от рук своих граждан не понесла. В Москве были снесены тысячи зданий. Пора остановиться! В обозначенных границах, не считая отдельных фрагментов внутри этого ареала, где уже все убито, Москву необходимо взять под охрану.
У нынешней власти нет системного подхода к историческому наследию.
Исторический город в настоящее время никак не выделен ни административно, ни культурно. По нашему мнению, он должен обрести некий культурный статус,
например "историческое поселение", предусмотренный федеральным законом "Об объектах культурного наследия народов РФ". Этой культурной единице должна соответствовать административная единица, которая бы занималась возрождением и развитием исторического города. Это может быть как подразделение в правительстве Москвы, так и управленческий фонд, работающий по договору с властями.
Нам непонятен принцип, по которому формируются списки памятников, подлежащих реставрации в ближайшие годы. Есть, например, памятники, находящиеся в критическом состоянии, которые не реставрируются много лет. А есть те, которые в более или менее приличном состоянии, но на них выделяются средства. На наш взгляд, такой отбор должен происходить системно с участием общественности. Финансовый ресурс города все же ограничен, так что надо подумать о правильном его распределении. Также необходимо прописывать использование зданий, и это должно быть согласовано с научной, экспертной общественностью.
Мы не пытаемся навязать миллионному мегаполису свои вкусы и пристрастия. Мы опираемся на федеральный и городской законы об объектах культурного наследия и хотим, чтобы власти выполняли те законы, которые они принимают и подписывают.