Между мэром Москвы и лидером партии ЛДПР разворачивается настоящая война. Совсем недавно Юрий Лужков подал в суд исковое заявление о компенсации морального вреда в размере 5 млн рублей за высказывания Владимира Жириновского о столичном правительстве. Ответ не заставил себя ждать. Лидер ЛДПР заявил, что как только он получит копию документа против себя, подаст встречный иск с требованием компенсации в 50 млн рублей.
В этой неприязни друг к другу прослеживаются вполне конкретные политические цели, которые преследуют Жириновский и Лужков. Кроме того, и это очень важно,
в конфликте задействована федеральная власть в лице самого президента России Дмитрия Медведева.
Но начнем по порядку, то есть с Юрия Лужкова.
Столичный мэр продолжает бороться за место в основном составе "губернаторского пула", состоящего из 83 персон. В этой связи Лужков проводит целый ряд мероприятий, цель которых вполне очевидна: сохранить за собой "звание" мэра Москвы.
Вообще федеральному центру сейчас "не позавидуешь", каждый, кто руководит регионом, не имея стопроцентных гарантий остаться на посту, стремится доказать эффективность своей деятельности любыми способами: кто-то занимает агрессивную позицию, а кто-то выказывает слащавую преданность президенту, председателю правительства и всем органам государственной власти сразу.
Юрий Лужков предпочитает "огрызаться" на действия политических сил федерального уровня.
Чего стоит постоянная критика в прессе и на телеканале "ТВ Центр" действий Министерства финансов и его главы Алексея Кудрина. Теперь же в Савеловский суд Москвы поступил иск мэра к Владимиру Жириновскому.
Во-первых, такими действиями мэр демонстрирует своей команде чувство уверенности в себе. Никто не будет спорить с тем, что подать в суд на лидера партии ЛДПР, который по-прежнему пользуется поддержкой федеральной элиты, – это поступок. А такие поступки, с точки зрения московской администрации, ориентированной на сильного лидера, очень даже популярны.
Во-вторых, Лужков делает все возможное, чтобы поддерживать имидж "честного" человека. Это особенно важно в условиях, когда люди устали от мэра. К тому же 5 млн рублей, которые получит мэр Москвы в случае если суд признает его правоту, деньги немаленькие. Они могут пойти на социальные проекты с четкой популистской направленностью.
Наконец,
особое недовольство у Юрия Лужкова вызывают высказывания Владимира Жириновского о необходимости объединить Москву и Московскую область под управлением федерального министра.
Мэр Москвы в серьез этого опасается, и те политики, которые поднимают данный вопрос на уровне президента и председателя правительства, сразу попадают в немилость к Лужкову.
В свою очередь, Жириновский (как и Лужков) хочет укрепить свои политические позиции.
Отметим, что "порочащие" высказывания Жириновского касались не только мэра Москвы. Лидер ЛДПР остался недоволен, например, главами Тульской области и Республики Марий Эл. Причины недовольства Жириновского надо искать в результатах региональных выборов, а не в личном конфликте с Лужковым: как известно, на них триумфально выступила "Единая Россия", а ЛДПР показала достаточно слабый результат.
Надо сказать, что
Владимир Жириновский всерьез подумывает о том, чтобы сделать ставку на Дмитрия Медведева как защитника угнетенных оппозиционных партий.
В этой связи и будут создаваться информационные поводы для освещения ситуаций, в которых представители законодательной власти страдают от действий представителей исполнительной вертикали.
О том, что Медведев прислушивается к пожеланиям Жириновского, говорит и тот факт, что последний продвинул в текст послания президента Федеральному собранию 2009 года идею о необходимости введения "единых критериев" для установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Федерации".
В перспективе лидер ЛДПР будет стремиться доказать, что президент должен курировать оппозиционные партии и защищать их от "Единой России" и губернаторов, которые фактически душат законодательную инициативу. В результате, вполне возможно, будет создан "президентский пул" партий ("Справедливая Россия", ЛДПР, КПРФ). Он, оппонируя "Единой России", и создаст ту самую партийную конкуренцию, о которой Медведев говорит в последнее время.
Важно учитывать, что
президент не имеет возможности создать собственную структуру – это было бы прямым вызовом Владимиру Путину, к тому же "Единая Россия" едва ли заинтересована в появлении президентской партии, – зато испортить нервы "правящей партии" на выборах 2011 года с помощью коалиции вполне реально.
В целом и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев заинтересованы в том, чтобы успокоить партийных лидеров и снизить градус конфликта между ними и главами регионов, которые отстаивают интересы "Единой России", как свои. Задача номер один – удержать конфликт в рамках имеющихся институтов и не нарушить принципы той демократии, которая сейчас существует в России.
Некоторый эффект разгрузки напряжения должны дать политические новшества, предложенные Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию. К примеру, президент говорил о необходимости дать возможность партиям, набравшим на региональных выборах 5 процентов, иметь своих депутатов в законодательных собраниях.
Надо сказать, что такие инициативы полезны и партиям, которые всерьез боятся остаться за бортом представительной власти, и президенту с председателем правительства, которые, в свою очередь, стремятся подавить панические настроения противостояния и обеспечить стабильность политической системы.