Журналисты российских и западных СМИ в последнее время довольно много рассуждают на тему возможного конфликта между президентом России Дмитрием Медведевым и председателем правительства Владимиром Путиным. Если раньше только иностранцы были нацелены на то, чтобы "рассорить" российских лидеров, то теперь становится ясно, что и в нашей стране есть силы, которые надеются на ликвидацию "двоевластия".
На Западе Медведеву создают образ человека, способного на либеральные подвиги,
напоминая ему о судьбе последнего советского генсека Михаила Горбачева. На первый взгляд, копировать методы лидера, правление которого россияне считают самым неудачным в новейшей истории страны, кажется не слишком хорошей идеей, однако либеральный имидж первого и последнего президента СССР должен, по замыслу западных экспертов, привлечь Медведева.
В то же время иностранцы продолжают упорно настаивать на том, что Владимир Путин является авторитарным лидером, которому непривычно слышать о правах человека и о процессе демократизации в целом.
Расставив акценты, западные эксперты как бы говорят президенту России, что
если он действительно решит получить независимость от Путина, то ему гарантирована поддержка мировой общественности.
В России же все не так очевидно, но уже можно говорить о том, что сторонники Медведева чаще дают о себе знать. И их не так мало, как кажется.
Многие недооценивают роль первой леди в процессе принятия Дмитрием Медведевым политических решений. В российской традиции принято скрывать влияние жены президента в отличие от США, где, к примеру, Мишель Обама с самого начала, активно поддерживая мужа, создавала ему имидж семьянина и одновременно человека, способного управлять миром.
Не забывает первая леди США и о необходимости высказаться по тому или иному политическому вопросу. Зная влияние и амбиции Светланы Медведевой, неудивительно, что российская первая леди с удовольствием бы играла более значимую роль в политической жизни страны. Вполне возможно, что, движимая подобными намерениями, Светлана Медведева на неформальном уровне убеждает мужа в необходимости "отделиться" от Владимира Путина, который, кстати сказать, не привык, чтобы женщины принимали хоть какое-то участие в политике. В этом плане Людмила Путина была идеальной супругой.
Дмитрия Медведева "в борьбе" с премьер-министром может поддержать патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
влияние которого на православное население страны очень велико. Поддержка Кирилла – это значимый политический ресурс. Более того, Светлана Медведева руководит программами, которым оказывает поддержку церковь. Поэтому можно говорить о существующей "дружбе" между новым патриархом и четой Медведевых. Однако нужно учитывать тот факт, что Кирилл хоть и позиционирует себя как реформатор, к власти относится достаточно консервативно. Иными словами, патриарх скорее сохранит нейтралитет и отдаст свой голос властному тандему в целом, а не одному из двух политических деятелей.
Тем не менее не стоит думать, что люди, которые "служили верой и правдой" Путину, продолжат поддерживать премьера после ослабления его позиций. К примеру,
довольно вероятно сближение Дмитрия Медведева и Сергея Иванова:
первый вице-премьер теперь довольно часто появляется вместе с президентом России на различных мероприятиях, посвященных инновационному развитию экономики страны (в рамках деятельности комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики).
Публикации фотографий Медведева с Ивановым, вероятно, призваны, с одной стороны, подчеркнуть политическую связь этих персон, а с другой – привлечь внимание Путина. Скорее всего, цель организаторов этой информационной кампании заключается либо в том, чтобы поссорить участников тандема, либо в усилении в нем позиций Дмитрия Медведева.
Президента могут поддержать и представители университетской среды.
Слова о либерализации и демократизации, которые все чаще звучат из уст президента, позитивно воспринимаются студенчеством.
Еще одной группой, которая могла бы выступить на стороне Дмитрия Медведева, являются представители малого и среднего бизнеса, чьи интересы были просто забыты в условиях коррупции и монополизации экономики.
Безусловно,
президент России уже заручился поддержкой чиновников, которые занимают вторые и третьи позиции во властных структурах.
Очевидно, что они хотят занять более высокие посты и получить в собственность крупные активы. К примеру, команда Медведева в этой связи крайне обеспокоена тем, что процесс перераспределения активов в 2010 году вновь пройдет мимо нее: в прессе есть информация о том, что в списке на приватизацию значится и аэропорт Шереметьево, на который претендуют структуры министра транспорта Игоря Левитина.
В то же время многие бизнесмены, уставшие от провозглашенной Владимиром Путиным "социальной ответственности" в период экономического кризиса, готовы поддержать Медведева. По их мнению, президент может выстраивать более конструктивные и выгодные для бизнеса отношения.
Не стоит забывать и о губернаторах, также недовольных системой взаимодействия центра и регионов. Однако нужно понимать, что Медведеву за такую лояльность придется многим заплатить, например отказаться от вертикали власти и равной удаленности бизнеса от принимаемых политических решений.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что
у Дмитрия Медведева есть политический ресурс, который будет только расти.
Многие принимают решение перейти на его сторону, и многим еще предстоит это сделать. Однако важно понять: будет ли президент использовать свой потенциал?
На данный момент в правительстве действуют в рамках договоренности Путина с Медведевым о том, что в 2012 году конкуренции между ними не будет. В противном случае команда премьера начала бы переводить накопленные активы в свою собственность.
Госпакеты в ВТБ, "Газпром нефти" и "Роснефти", на скорейшей приватизации которой кремлевские слухмейкеры спекулировали особенно активно, в 2010 году распроданы не будут. Таким образом еще раз подтвердилась точка зрения, что с премьерским креслом в обозримом будущем Владимир Путин расставаться не намерен, а говорить о старте проекта-2012 преждевременно.