Отгремели, слава богу, предвыборные баталии в Москве. Партия власти, отстранив всех возможных конкурентов, благополучно разделила с КПРФ мосгордумовские мандаты. И хотя отстранение конкурентов прошло со скандалом: согласно эксит-поллам ВЦИОМа, семипроцентный барьер преодолели не две, а пять партий, Чуров и бровью не повел — фальшивый результат в который уже раз был признан законным.
Негодовать по этому поводу бессмысленно. Негодовать надо было раньше, когда власть только повела наступление на свободные выборы. Сейчас оппозиции следует забыть про выборы и, не отвлекаясь больше на временные и незначительные цели (а Мосгордума — незначительная цель, так как ее депутаты ничего не определяют в масштабе страны),
взяться, наконец, за отстаивание фундаментальных политических прав граждан.
Когда-то таковыми считали свободу собраний, слова, совести и союзов. Свобода совести в наши дни мало кому интересна (раньше она волновала в первую очередь атеистов), остальные же требования актуальны вновь. И свобода собраний – первое из них, самое важное требование. Ведь если гражданам не позволяют высказать свои предпочтения на свободных выборах (надеюсь, теперь это ясно всем), то пусть они выскажутся непосредственно на городских улицах и площадях. Как происходит сейчас в мире повсюду.
Так случилось, что системная борьба за свободу собраний в стране была предложена Эдуардом Лимоновым и получила название "Стратегия-31" – по номеру соответствующей статьи Конституции. Впервые протестно настроенные граждане получили долгосрочную перспективу и план действий.
В отличие от юбилейных коммунистических или церемониальных националистических маршей, борьба за свободу собраний живая, она напрямую связана с современной политической реальностью
и имеет перспективу: отвоеванная свобода однажды позволит оппозиции призвать народ в арбитры своего противостояния с властью, и власть не сможет его, народ, игнорировать.
Важным фактором представляется также надпартийный, гражданский по сути характер заявленной формы протеста. Никаких флагов. Все равны, как в бане. Придирки типа "а вот с этими я не выйду, а с теми рядом не встану" можно оставить дома. Хочешь на деле отстаивать свободу? Выходи на площадь. Тем более что теперь не только политические активисты, но и простые граждане знают, куда и когда приходить протестовать. Организаторы, отказавшись от попыток схитрить, обмануть власти, объявили одно место (Триумфальная площадь), одну дату (31-е число), одно время (18:00), а значит, есть потенциал для роста.
31 августа в Москве состоялся второй "Митинг несогласных" в рамках новой стратегии. Митинг был разогнан превосходящими силами ОМОНа, однако СМИ проявили громадный интерес, не меньший, чем во время первых "Маршей несогласных", и общество узнало о нашей позиции. По сравнению с первым июльским митингом этот был более массовым – на него пришло едва ли не вдвое больше граждан, посрамив таким образом скептиков и трусов. Также радует, что представители все более широкого спектра политических организаций приняли участие в новой серии акций гражданского сопротивления. Помимо участников из ОГФ, Левого фронта и "Обороны" на Триумфальную вышли либералы, Роман Доброхотов со товарищи, националисты и даже "друг" нацболов Леонид Гозман.
Особенно ценным стало присутствие правозащитников, прямо заявивших о своей поддержке нашей решимости отстоять право на мирные собрания для всех. Задержанный милицией на площади Лев Понамарев, Людмила Алексеева, окруженная кольцом из ОМОНа... Их позиция крайне важна для нас.
Люди видят, что мы правы, и становятся смелее.
Даже власть, ее представители, не смогли остаться в стороне. Полковник Бирюков, тот самый, который постоянно наезжал на "несогласных" во время процедур согласования, пришел на площадь, где был атакован прессой и вынужден отвечать на неприятные вопросы.
Одним словом, все новые и новые общественные силы вынуждены определяться в отношении "Стратегии-31". Кто-то ее поддерживает безоговорочно, кто-то пока не решился, но нет равнодушных.
Стратегия набирает обороты. Вот уже и в регионах протестно настроенные граждане начинают действовать подобным образом, ведь свобода собраний нужна всем.
Собственно, другого пути у нас нет. Владимир Буковский заявляет: "Нашей оппозиции нужно исполнять ту роль, которую в свое время исполнял КОС-КОР в Польше, а именно, координировать спонтанные проявления протеста в разных концах страны". Все так, только право на это надо сначала заслужить.
До недавнего времени лидеры различных протестных групп, будь то автомобилисты или члены профсоюзов, не очень-то горели желанием быть объектом такой координации. У них в регионе своя борьба, пусть даже и малоудачная. Только те, кто сможет добиться реализации права на протест в Москве (а значит и в регионах, ибо столица задает тон), получат моральное право на политическое лидерство в масштабе всей страны. Так что оппозиции еще предстоит показать себя.
Впереди 31 октября. Среди заявителей митинга лично Людмила Алексеева, представитель Левого фронта – несгибаемый Константин Косякин, автор идеи Эдуард Лимонов. Власти, уверен, и в этот раз, в стремлении обойти Конституцию продемонстрируют нам неиссякаемый чиновничий креатив. Нагонят толпы ОМОНа, оцепят площадь. Но мы все равно выйдем. Выйдем и будем стоять, общаться и не торопиться уходить. Ведь это наш город. Это наша страна.