Дискуссия среди противников режима по поводу выборов в Мосгордуму ведется вокруг двух-трех вариантов призывов наших потенциальных сторонников к согласованным действиям 11 октября.
Оставив в стороне решение последнего федерального политсовета движения "Солидарность", предложившего практически любые формы ненасильственного протеста (от бойкота до голосования против "Единой России"), попробуем проанализировать не столько эффективность возможных способов, сколько конечную цель.
- Предположим, мы заинтересованы в массовости поддержки наших призывов. Тогда следует встать на позицию поддержки партий типа КПРФ, "Яблока", "СР" или каких-то там "Патриотов России". Всегда можно будет утверждать, что в корзине поданных за них голосов присутствуют и наши. Счет будет идти на десятки, а то и на сотни тысяч избирателей. Пройдут эти объединения в Мосгордуму или нет, реальной оппозиции от этого нет ни политического толка, ни последующей благодарности ("Яблоко" уже "отблагодарило" Немцова в Сочи). Впрочем, и систему менять эти управляемые Кремлем партии также не собираются. Что до понижения числа поданных голосов за "ЕР", то это больше похоже на самовнушение: никакого справедливого и законного подсчета голосов избирателей не будет и в помине. Протоколы с цифрами согласовываются заранее, а если и возникают трудности на отдельных участках, то в дальнейшем они купируются в вышестоящих комиссиях.
- Допустим, мы (несмотря на неосязаемость) поддержим бойкот выборов через отказ от участия в голосовании (неактивная форма). Разумеется, этот призыв отделит нас от многих политических групп, мечущихся в поиске подходящей позиции, адекватной сложившейся ситуации отсутствия выборов. Но будет ли этот призыв услышан? Или такая позиция и без всяких призывов актуальна для подавляющего большинства москвичей, которые предпочитают любой гражданской активности "отъезд на пленэр"? Это действительно проблема. Ведь мы все же пытаемся повлиять на апатичных избирателей и призвать их к минимальной солидарности с оппозицией. Справедливы упреки наших коллег в том, что призыв никуда не ходить имеет, в некотором смысле, понижающий импульс.
- Есть активная форма бойкота – призыв к срыву выборов (ну, как один из вариантов). Это должно вести к новым выборам или к прекращению выборов вообще в системе, имитирующей демократические процедуры. Срыв выборов – это в первую очередь лозунг. Он может выражаться все в том же бойкоте (неактивная форма), изъятии бюллетеней (через открепительные процедуры заранее или в день голосования), пикеты перед избирательными участками, митинг-голосование на набережной Тараса Шевченко (самодельные бюллетени в самодельные урны). Где-то прочитал о голосовании тюбиком ПВА в избирательные урны на официальных участках. Тоже хорошо. Приемлемы любые формы, но с провозглашенным требованием СОРВАТЬ ВЫБОРЫ. Будут ли выборы 11 октября провалены властью или нет, уже не важно. Эффективность не имеет значения, как, впрочем, и массовость. Разве кто-нибудь серьезно рассчитывает на эффективность голосования против "ЕР"? Важен ясный прямой лозунг, не требующий особых разъяснений.
На какой же результат стоит рассчитывать? Да, на снятие Лужкова. Уже неважно, в чьих интересах и с какой альтернативой: питерской или какой бы то ни было еще. В авторитарной системе это не играет особой роли. Цель – отставка Лужкова – сама выявилась в ходе выборов.
Снятие столичного градоначальника куда более реальный результат, нежели попытка "пролезания" независимых кандидатов через "форточки возможностей" московских выборов.
Оппозиция в лице "Солидарности" (в первую очередь) проявила себя вполне эффективной и действенной общественной силой именно в этом вопросе. Так что же, отказываться от такой почетной роли?
Теперь, затаив дыхание, избиратели будут с нетерпением ожидать не исхода выборов 11 октября, а конца захватывающего триллера "Последний бой московского Дункана Маклауда с питерским Левиафаном". И кто знает, быть может, до конца еще этого года мы увидим столичного градоначальника, занимающегося на пенсии модным паркуром в лондонских двориках.