Статья президента Медведева и шумные политические форумы как бы продолжили обсуждения и споры вокруг 10-летнего юбилея пребывания Путина у власти. Хорош Владимир Владимирович или очень хорош, ужасен или чудовищен. Исследователи проводят исторические параллели, анализируют взаимосвязь режимов Ельцина и Путина, указывают переломные моменты правления. Важно отметить одну деталь: мы обсуждаем прошедшую эпоху. И вот уже Дмитрий Медведев с электронных страниц призывает модернизационно шагать в инновационное будущее.
Сам факт дискуссий об эпохе Путина, начатой кремлевскими соловьями и канарейками, показателен. Ведь
активного обсуждения исторической роли Владимира Владимировича в 2008 году не было. Даже представить подобное было сложно — транслировалась абсолютная уверенность в реальном руководителе страны.
С осени 2008-го наступило время сигналов, гаданий и толкований. Медведев делал привлекающие внимание пассы, а Путин медленно уходил в тень большой политики. В тени, конечно, часто творится самое интересное, но лидерами становятся в публичном пространстве. Стратегически правильным стало появление Дмитрия Анатольевича в Интернете в полноценном, блогерском, качестве. Президентские политтехнологи пошли по стопам команды Обамы и, обеспечив телевизионное равновесие, замахнулись на абсолютно новые слои граждан. Но если Барак Обама политизировал и социализировал сетевую молодежь, создавая новый электорат, то Медведев увидел незадействованный ресурс для пропагандистской обработки и обеспечения лояльности. Программная президентская статья вышла в сетевой Газете.Ru — издании для молодых энергичных блогеров.
Одновременно был инициирован ряд публичных дискуссий по вопросам "модернизации" и поиска "новых акторов" для ее осуществления. Были протестированы возможности государственной конструкции и состояние окружающей среды. Каждый получил персональный намек и в задумчивости уселся анализировать загадочную загогулину.
Щедрой рукой разбросав на выжженном поле тысячи сигналов, Медведев получил две перспективы — и обе положительные. Первая — реально найти кого-то нового, перетащить его на свою сторону. Вторая — загрузить остальных, выигрывая время для перегруппировки и усиления.
Из относительно недавнего "программного" интервью Глеба Павловского в "Русском журнале" можно выудить схему с загрузкой оппонентов для выигрыша времени, использованную пресловутые десять лет назад.
"Здесь было важно работать на контрасте и в тени внимания, обращенного, скорее, на Ельцина. Вот, говорили, очередное смешное безумие безнадежного Ельцина — какой-то Путин!
Оппозиция сражалась с Ельциным, не видя Путина, и мы получили фору в пару месяцев. Когда те обнаружили, что Путин прорвался в народ и оказался в их тылу, это был стресс".
Оппозиция отдалась суетливым надеждам и выбрала странную концепцию: Медведева не трогаем, даем ему возможность проявиться либералом, требуем отставки Путина как виновника кризиса.
Излишняя персонализация борьбы с режимом дала о себе знать политическим QWERTY-эффектом. Оппонентам режима психологически легче противостоять его уходящему олицетворению. Бороться с Путиным для некоторых стало делом чести, для некоторых Путин в оппонентах привычнее, он подчеркнуто негативный персонаж для оппозиционеров. Короче говоря, да будет проклят Путин, старый, понятный и удобный.
Сейчас есть ощущение, будто игра невольно шла на руку власти. Оппозиция подарила режиму полтора года на перегруппировку. Полтора года, а не пару месяцев. За это время Медведев успел переиграть возможные сценарии поведения в напряженных ситуациях. Будь то акции протеста, убийства правозащитников, международные отношения. Убедившись в достаточном запасе прочности системы, президент стал использовать наличное время для внутреннего усиления позиций. Дальнейшая логика проста и заключается в последовательном обеспечении лояльности основных кремлевских пиар-структур, армии, региональных начальников и спецслужб. Сейчас Дмитрий Анатольевич — безусловный преемник Владимира Владимировича, но в ситуации кризиса дело может пойти быстрее, и через год мы получим оформленный медведевский режим.
В упоминавшемся интервью Павловский подчеркивает интеллектуальную несостоятельность оппозиции времен прихода Путина к власти. Состоятельность можно проверить лишь на деле. Через год кричать лозунги против станут новорожденные политические движения, а через два года Кремль разрешит ворчать на Медведева карманным партейкам.
Предлагаемая оппозиционная ловушка связывания Путина и кризиса по большому счету в русле логики режима и Медведева.
Мы выполняем за кремлевских ребят грязную работу, тратя на это множество ресурсов. Своими руками творим из уходящей на второй план фигуры козла отпущения с демоническим душком.
Необходимо наконец-то отправить Владимира Путина в игнор. У режима новое официальное лицо, нацеленное не на перемены в России, а на укрепление личного влияния.
В любом случае, выражая недовольство развивающемуся медведизму, мы можем получить вариант отставки Путина, если она до сих пор кому-то интересна. Другие варианты действий системы в ответ на протест не предвещают особых проблем. Если примем вариант с отставкой за первый, то второй — объединение Медведева с Путиным против оппозиции. Такое уже проходили, ничего нового и страшного. Третий вариант, сложный и непредсказуемый, но который нельзя отбрасывать для красоты концепции, — быстрое усиление нового президента и ужесточение режима. Невозможно предсказать будущее обличье власти, человечье или медвежье, но маска будет сорвана, и процесс перемен ускорен.
Без конкретной последовательной борьбы Дмитрий Анатольевич может еще пару лет прибирать к рукам власть над страной.
Людям и организациям в оппозиции необходимо сделать выводы и в первую очередь изменить адресат критики, во вторую — при каждом удобном случае уходить от персонализации режима, чтобы не плясать с глупой рожей на старых граблях. Не надо, надеясь на перемены, подыгрывать власти — десять лет назад такая стратегия привела к поражению демократии.