Ровно год назад была ликвидирована империя Анатолия Чубайса РАО "ЕЭС России". Тогда представители власти, будучи в полном восторге от своих действий, получили из одной монополии множество профильных энергокомпаний. При этом одни остались естественными монополиями и принадлежат государству ("Федеральная сетевая компания", "Русгидро"), а другие ушли в "частные руки" (ОГК, ТГК и др.). Тем не менее, с точки зрения самих энергетиков, а также наблюдателей за ходом преобразований, реструктуризация РАО ЕЭС не привела к обещенной либерализации электроэнергетического рынка, а сама реформа, по сути, провалилась.
Во-первых, в результате действий государства произошло повышение тарифов для населения. Однако перед тем как раздробить РАО "ЕЭС России" и сам экс-глава энергетической монополии Анатолий Чубайс, и нынешний председатель правительства Владимир Путин заявляли, что реформа не скажется на кошельках граждан. Тем не менее федеральным властям пока удается списать всю ответственность за провалы на глав регионов. И, по всей видимости, это будет продолжаться пока не треснет существующая в России вертикаль управления.
Во-вторых, реформа провалилась и с точки зрения кадровой политики. После ухода Анатолия Чубайса многие менеджеры стали из энергетических компаний уходить. Перед новыми руководителями встала серьезная проблема дефицита профессионалов. К сожалению, выход увидели только в попытках удержать менеджеров на своих постах. История с главой ФСК Андреем Раппопортом яркое тому подтверждение.
Как известно, Раппопорт хотел покинуть свой пост несколько раз еще в период работы РАО ЕЭС. В прошлом году, накануне окончания реорганизации энергохолдинга, он снова написал заявление об уходе, и оно было подписано министром энергетики Сергеем Шматко. Однако менеджер из компании так и не ушел.
В-третьих, частные инвесторы отказываются выполнять свои обязательства перед государством, ссылаясь на нехватку средств. Одним из условий приватизации электроэнергетических компаний, которые остались после реструктуризации энергетической империи, было выполнение предписанных государством инвестиционных программ, а именно строительство новых энергетических объектов, расширение инфраструктуры и так далее. Все это, по задумке, должно было ликвидировать дефицит энерегетических мощностей.
В свою очередь правительство слушать инвесторов отказывается. Чиновниками проводятся мониторинги финансового состояния компаний, звучат постоянные административные угрозы в адрес менеджеров, однако эффекта от этого нет. Надо сказать, что на деле правительство так и не нашло механизмов влияния и, по всей видимости, мы еще не скоро получим обещенную модернизацию электроэнергетики.
Тем не менее государство, если называть вещи своими именами, все-таки кидает не всех. Например, "Интер РАО" стала фактически единственной компанией, которая получила государственную помощь на выполнение инвестиционных программ. Объяснить это можно только тем, что совет директоров электроэнергетической компании возглавляет преданный Владимиру Путину вице-премьер Игорь Сечин, который умело лоббирует свои интересы.
И это не частный случай. В целом можно говорить о зависимости реформы электроэнергетики от личных связей. Компании которые не имеют доступа к правительственным чиновникам, полностью теряют интерес к энергетическим активам и стремятся их продать. Так, например, хочет сделать германская E.On. В тоже время "Газпром" получает положительные отзывы от государства и достаточно удачно лоббирует преференции на правительственном уровне.
Вообще, у Игоря Сечина грандиозные планы. По всей видимости, он планирует объеденить "Роснефть" и "Интер РАО" и создать еще более мощного гиганта, способного конкурировать в энергетики с "Газпромом". Естественно, реформа электроэнергетики такой сценарий полностью исключает.
Сечин уже помог компании взять под управление с обязательствами по финансированию инвестпрограммы ОГК-1. Затем "Интер РАО" заинтересовалось ТГК-11 (подконтрольна ОАО "Группа Е4" Михаила Абызова). Активов могут лишиться также ТГК-2, ОГК-3 и КЭС. Таким образом, стоит говорить о том, что происходит фактическая монополизация и закрытие либерально-ориентированного рынка. Вероятнее всего, уже в скором будущем мы получим два центра силы в электроэнергетики. С одной стороны, будет "Газпром", у которого не отнимут его энергоактивы, с другой, "Роснефть" и "Интер РАО". Вот и получается, что империя Чубайса делится между двумя нефтегазовыми корпорациями.
Официальное объявление о приостановке реформы вызовет существенное недовольство тех зарубежных инвесторов, которые уже вложились в российскую энергетику под гарантии широко разрекламированной либерализации рынка, а это может полностью обвалить инвестиции в отрасль и нанести удар по имиджу всей российской экономики. Хотя о каком имидже сейчас можно говорить, после доктора и "Мечела", Грузинской войны и авторучки в Пикалеве.
В заключении надо отметить, что российское правительство ответственность за происходящее брать не собирается, и кто окажется крайним, понять очень сложно. Хотя если руководство и скажет, что "во всем виноват Чубайс" - это будет как минимум комично,а как максимум - глупо.