"Нам не нужен председатель". Это не просто надпись на плакате одного из участников конференции московского отделения "Солидарности", а действительное убеждение многих участников движения. "В стране есть уже Путин, нам внутреннего Путина не надо". Тоже один из аргументов. Так незаметно, своими же руками, мы отнимаем у избирателей возможность влиять на политиков. Наша лидеробоязнь отдаляет перспективы победы, перспективы действительных перемен в России.
Прежде чем перейти к деталям и аргументам, попробуем спросить себя, чего мы добиваемся. Что мы действительно хотим изменить в стране?
Неоднократно слышал мнение (и, возможно, оно самое популярное), что "надо валить режим". Что-то вроде Путин и Медведев уйдут, пройдут свободные выборы, и все станет хорошо. Я понимаю, когда к этой цели идет молодежь. Она забыла уже те дни, когда удалось "свалить режим" коммунистов, когда привели к власти Ельцина, когда были свободные выборы, пусть еще не идеально демократичные, но все же с конкуренцией, с возможностью критиковать, с независимыми СМИ. Но те, кто постарше, вы-то о чем думаете? Забыли, как в один прекрасный день стране представили преемника? И ради благих целей сохранения демократии мы получили авторитарный режим. Из рук того, кого сами же привели к власти.
Итого:
Главной целью нельзя, недопустимо считать уход одного человека и приход на его место других.
Мы должны добиваться изменения самой философии взаимоотношений власти и общества. В некотором смысле мы должны изменить то, как думает страна, во что она верит, что считает важным и ценным. А значит, нам надо изменить и себя.
Какую модель мы предлагаем людям? Что нового есть внутри нас самих? Есть хорошая программа, есть люди с репутацией демократов. И это неплохо! Но можем ли мы сказать, что внутри себя мы задали высокую планку внутренней демократии? Ни СПС в свое время, ни "Яблоко", ни РНДС Касьянова, ни ОГФ, ни "Солидарность" так и не ввели у себя систему внутренних праймериз для конкуренции идей, программ, людей. На региональном уровне этого нет. Даже в таких городах, как Москва или Санкт-Петербург!
Речь ведь не идет о том, чтобы посадить кого-то на место лидера регионального отделения и назвать председателем. Речь о том, что мы можем создать на региональном уровне модель новых взаимоотношений сторонников и лидеров (а это ли не прообраз взаимоотношений избирателей и власти?). Мы говорим об избрании представителя граждан в данном регионе. Понятно, что препятствует этой идее. "Солидарность", например, состоит из представителей разных организаций, есть некоторое незнание друг друга, недоверие. Но лишь переход к прозрачной, понятной модели сменяемости лидеров позволит увеличить число сторонников движения. Граждане будут понимать, что их голос влияет на то, кто будет лидером, какая политическая программа будет утверждена.
Коалиции и договоренности хороши для небольших движений.
Для того чтобы победить, нужна в хорошем смысле политическая машина.
Пусть неизвестный пока для всех активист выдвигает свои идеи и конкурирует на равных с признанными нашими лидерами: Каспаровым, Миловым, Немцовым, Давидисом и другими. И мы должны предоставить для такого человека площадку. А точнее, среду, в которой он сможет "расти".
Да, есть неудачные примеры проведения внутренних праймериз. Но ровно так же мировая история демократических движений знает и неудачные примеры коалиций. Нам важно все больше отходить от привязанности к людям и идти к привязанности к принципам, процедурам.
Человек, который умеет проигрывать внутри движения, не станет использовать любые методы сохранения своей власти, будучи избранным на руководящие посты России. А если он сегодня, среди нас, не умеет вести дискуссию, хлопает дверью при каждой неудаче, то что ж он сделает, если ему достанется президентский пост?
Внутренняя демократизация должна стать для нас важной целью. Я бы определил следующие шаги в этом направлении:
В заключение хочу призвать не бояться легитимности. Доверие — это хорошая вещь. Вместе с ним приходит и ответственность.
Наша борьба не будет простой. Но победа придет, если изменения, которые мы предлагаем России, будут действительными, настоящими, произошедшими и внутри нас самих.