По поводу

Главная // По поводу // Крекс-пекс-ФСФР

Крекс-пекс-ФСФР

Кот Базилио и лиса Алиса не поделили квадратные метры

11.02.2009 • Александр Храмов

Кот Базилио и лиса Алиса. Кадр из фильма

Ссора кота Базилио и лисы Алисы В Москве опять делят недвижимость. 10 февраля судебные приставы опечатали половину кинотеатра "Ролан". Он вместе с рядом других помещений, располагающихся по адресу Чистопрудный бульвар, 12а, принадлежит Фонду Ролана Быкова, занимающемуся продюсерской, педагогической и благотворительной деятельностью. Но в этот вторник его сотрудники так и не смогли попасть на свои рабочие места: приставы выгнали охрану офисов, а дверь закрыли изнутри. Под арестом оказалось даже личные вещи сотрудников Фонда, которые те, ничего не подозревая, оставили вечером 9 февраля в помещениях кинотеатра, уходя с работы. Впрочем, как утверждают представители Федеральной службы судебных приставов, "помещения были освобождены в добровольном порядке".

Приставы исполняют решение арбитражного суда о передаче недвижимости Фонда (она является федеральной собственностью, но была сдана Фонду в долгосрочную аренду) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Решение о расторжении договора об аренде на безвозмездной основе было принято Арбитражным судом города Москвы еще 27 декабря 2007 года, вступило в силу 30 июня 2008 года.

А 11 декабря 2008 года Высший арбитражный суд оставил это решение в силе. Основанием для расторжения договора послужила незаконная, по мнению прокуратуры, коммерческая деятельность Фонда Ролана Быкова: он, бесплатно арендуя у государства тысячи квадратных метров в самом центре Москвы, пересдавал свои площади банкам, ресторанам и прочим "сторонним организациям" (всего чиновники их насчитали 52), но, разумеется, уже отнюдь не бесплатно. В результате "нецелевого использования федеральной собственности", по словам представителей Росимущества, бюджет за три года лишился около 1 миллиарда рублей.

Может быть, подобные факты действительно имели место. Но вот в чем сомневаться точно не приходится, так это в том, что "справедливость" после вытеснения Фонда из центра Москвы не восторжествует.

Просто более расторопные дельцы оттеснят от "кормушки" заслуженных деятелей искусства, посчитав, что они пользуются незаслуженно высоким доходом (и еще не делятся им с кем надо).

Кинотеатр "Ролан" отбирается у работников искусства по уже хорошо обкатанной схеме. Слишком лакомые куски (а именно, драгоценные помещения в самом центре Москвы), считают московские и федеральные власти, были переданы в советское время творческим объединениям. Поэтому их отбирают один за другим. Причем под одним и тем же предлогом: работники искусства сдавали свои площади в аренду "сторонним организациям". Так, скандальную известность получила ситуация вокруг Московского дома скульпторов. Тогда часть площадей старинного особняка в Замоскворечье попытался отнять в свою пользу Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ (конечно, какое же было бы сотрудничество, если бы оно не происходило в особняке, отреставрированном на средства скульпторов). В Росимуществе ссылались на то, что эти квадратные метры все равно скульпторам "не нужны", раз они сдают их в аренду банку и туристической фирме.

Не менее крупный скандал развернулся и вокруг Центрального дома актера на Арбате. Там площади у работников искусства захотела отобрать Россвязьохранкультура. И вопрос о коммерческой эксплуатации тоже стоял на первом месте: около 5 тысяч квадратных метров в Доме актера арендовали компании "Краснов дизайн", "Кинотавр" и др.

А на корпуса Фонда Ролана Быкова глаз положили чиновники из Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Именно ФСФР, по словам директора Фонда Григория Пажи, в мае 2006 года Росимущество передало в управление помещения "Ролана". И как только понадобилось очистить помещения от Фонда, Росимущество вдруг "прозрело" и обнаружило, что часть из них сдается коммерческим фирмам (хотя подобное и до этого момента практиковалось не один год). В итоге суд встал на сторону чиновников…

Ситуация неоднозначная: с одной стороны, творческие союзы поставлены на грань выживания и вынуждены сами изыскивать средства на свое существование, в том числе и сдавая свои площади в аренду. С другой стороны, распределение полученных в результате этой деятельности средств проконтролировать сложно. Бюрократия в правлениях разнообразных творческих союзов и фондов не менее развита и деловита, чем в государственных министерствах, пытающихся сейчас оспорить у нее драгоценную площадь. Люди, чьи заслуги перед искусством зачастую ограничиваются двумя-тремя изваяниями Ленина в глухие советские годы, не брезгуют, почивая на лаврах, извлекать из своего положения максимальные дивиденды.

"Покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук", – пел Ролан Быков в роли кота Базилио в фильме "Приключения Буратино". Кот Базилио и лиса Алиса не поделили квадратные метры. Летят клоки шерсти и будут лететь: череде переделов "творческой" недвижимости в центре Москвы не видно конца. Но сочувствовать тут некому.

Об авторе:

Александр Храмов

Публицист, координатор национал-демократического движения "Русский гражданский союз". Ведет блог na-krau.livejournal.com