Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл I. Пора привыкать. "О Великом господине и Отце нашем святейшем патриархе Кирилле" — так на литургии в тысячах храмах РПЦ МП в России и за рубежом завтра будут молиться о Кирилле (Гундяеве). Будут, конечно, и такие храмы, в которых за нового патриарха молиться не станут. Обязательно найдутся и монастыри, где пожелают "соблюсти чистоту" и отмежеваться от "тайного кардинала". Возможно, постараются дестабилизировать ситуацию епископы, недовольные кадровыми перестановками при новом патриархе.
С приходом нового капитана вода вокруг церковного корабля забурлит расколами и раскольчиками. Многие не любили митрополита Кирилла. Не будут любить они его и в сане патриарха. Но не стоит на этом основании предрекать гибель кораблю в целом. И при Алексии II в церковной и околоцерковной среде было немало людей, ругавших "патриарха Ридигера" и публиковавших в своих малотиражных листках обличительные статейки, например, на тему "Алексий и раввины".
Учитывая неоднозначную репутацию Кирилла, ненавидеть нового патриарха будет на порядок больше людей. Но если сан и не прибавит любви к Кириллу, зато он прибавит ему власти. Кирилл обладает слишком большим административным ресурсом (события Поместного собора это лишний раз продемонстрировали), а в качестве патриарха будет обладать еще большим, чтобы серьезно волноваться по поводу нелюбви паствы к своей персоны. В крайнем случае, недовольных разгонит ОМОН, на строптивых прокуратура сфабрикует уголовные дела (как фабрикуют их на Диомида), ворчливых рассуют по дальним епархиям.
Существенно более серьезная опасность исходит для РПЦ МП во главе с Кириллом из тех краев, в которых российский ОМОН и российская прокуратура уже бессильны: из Украины. Верующие из Киева и других украинских городов, съехавшиеся в дни избрания нового патриарха к храму Христа Спасителя на автобусах и поездах, – лишь слабый отголосок церковных настроений на Украине. С приходом Кирилла (Гундяева) они только усилятся.
При новом патриархе в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) обострятся противоречия между сторонниками двух возможных стратегий ее развития, между "путем Агафангела" и "путем Софрония".
Митрополит Черкасский и Каневский Софроний, давний сторонник автокефалии, олицетворяет собой стремление многих клириков и прихожан к большей независимости УПЦ от Московской патриархии. Без более независимого положения от Москвы УПЦ не сможет продолжить наметившееся в последние годы сближение с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и в перспективе преодолеть церковный раскол на Украине, который возник от нежелания "быть с Москвой". А отколовшиеся приходы смогут "присоединиться обратно" к УПЦ МП только тогда, когда та достигнет приемлемой для них степени независимости. Но при патриархе Кирилле этого ждать не следует: ловкий политтехнолог, стремящийся превратить Украинскую церковь (наряду с поставками газа) в еще один рычаг давления Кремля на независимое украинское общество, явно не поспособствует "уврачеванию раскола".
Напротив, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел сделал ставку на более сильную зависимость УПЦ от Московской патриархии. Сторонники Агафангела на собрании украинских делегатов на Поместный собор заставили его участников отказаться от того, чтобы поднимать на Соборе вопрос о широкой автономии УПЦ МП и о диалоге с УАПЦ и УПЦ КП. Возможно, они же сыграли свою роль и в том, чтобы у украинского епископата не оказалось единого кандидата в патриархи.
Думаю, не без интриг с их стороны митрополит Владимир (Сабодан) фактически отказался участвовать в выборах, что и привело к тому, что по итогам Архиерейского собора он не попал в тройку кандидатов, хотя имел на это все шансы.
"Путь Агафангела" — "back in Moscow" — тупиковый в условиях нового украинского общества. Рано или поздно все равно придется поставить вопрос о преодолении раскола и о создании независимой церкви. Все дело лишь в том, когда он будет поставлен. Патриарх Кирилл постарается, чтобы это произошло как можно позже. "Путь Агафангела" — его путь. Но промедление, возможно, приведет к новым расколам. Если у вас рвут из рук одеяло, можно отпустить одеяло, и тогда оно останется целым, но не будет принадлежать вам. А можно намертво вцепиться в него, и тогда лоскуток в своих руках вы удержите, но одеяло порвется. Патриарх Кирилл будет тянуть одеяло на себя. Кремлевская администрация станет ему в этом помогать. Вопрос лишь в том, по каким швам одеяло порвется.
Новый патриарх постарается потянуть на себя и бизнес-одеяло. При нем стоит ожидать резкого усиления имущественных претензий РПЦ МП, усиления ее финансовой активности. Кириллу наконец-то будет где в полной мере реализовать свои таланты в качестве бизнесмена (или менеджера, каковым его назвал Кураев). Большому кораблю – большое плавание. Финансовые интересы патриарха Кирилла будут заканчиваться лишь там, где начинаются интересы олигархов кремлевского клана. Скажем, овладеть серьезными нефтяными активами (такие попытки РПЦ МП предпринимала в начале-середине девяностых) новому патриарху никто не даст. Но Кирилл помимо таланта бизнесмена обладает и талантом дипломата и неплохо понимает, на чей "кусок" лучше "не разевать роток". Так что не стоит пророчить ему судьбу Никона. Кирилл сможет обойтись без лишних конфликтов с властью. Финансовая мощь РПЦ МП при нем возрастет многократно.
Но возрастет ли ее духовное влияние? При патриархе Кирилле станет больше "миссионерских проектов" вроде "православного рока", "показов православной моды", "молодежного православного телевещания". Православной бизнес-элите, безусловно, захочется, чтобы в обществе перестали думать, что православие и успешность – вещи несовместимые. Но что из этого получится в итоге? Православные эмобои, которых в эти дни привезли "поддерживать Поместный собор"? Православные байкеры? Солидный господь для солидных господ? Продвинутая церковь для продвинутых пацанов?
При митрополите Кирилле старое и "дремучее" будет вытеснено современным и продвинутым. "Продвинутость", "современность" Кирилла многие его сторонники считают чуть ли не главными его качествами. Он может "четко" сказать. При "продвинутом" патриархе уйдут в прошлое люди, боящиеся ИНН, поклонники Иоанна Грозного, ненавистники телевизора. Православный в стиле Кирилла "осовременится": и в телевизор с радостью глядеть будет, и ИНН с радостью примет, и еще попросит (а как же бизнесом-то без него заниматься).
Вроде бы, все это замечательно. Но только церковь при Кирилле станет современной по-российски. Новый патриарх — проводник именно путинской современности в церковное сознание. Ведь Путин тоже в каком-то смысле "продвинутый" президент. И в истребителе полетать может, и мальчика Никиту в живот поцеловать. И выступает как здорово.
У Гундяева, кстати, тоже путинский стиль выступлений, путинские, жесткие интонации. Вот Ельцин не был "продвинутым". Мямлил что-то по бумажке (Алексий II выступал тоже как-то неубедительно). Но зато и оппозицию при нем никто не разгонял. И парламент был местом для дискуссий. Так что "продвинутость" "продвинутости" рознь.
Патриарх Кирилл станет "церковным Путиным" и принесет методы бывшего президента в церковь. "Православные нашисты" при нем поднимут знамена. А вот "несогласных" будут жестко "зачищать". Даже сейчас, если вас заподозрят, скажем, в симпатиях к Диомиду, вы рискуете быть обвиненными в экстремизме и провести несколько часов в ОВД. А "признанных" сторонников Диомида милиция чуть ли не каждый день вызывает на "профилактические беседы".
Когда же патриарх Кирилл окончательно вступит в свои права, в МВД, скорее всего, появится специальный отдел по "противодействию православному экстремизму", сотрудники которого (при тесном взаимодействии с работниками Московской патриархии) будут "брать в разработку" неблагонадежных игуменов, священников, мирян… Возможно, именно таким способом патриарх Кирилл станет бороться с грядущими "расколами и раскольчиками". Продвинутый патриарх – продвинутые методы…
А теперь еще раз: святейшей патриарх Московский и всея Руси Кирилл I. Привыкайте. У него очень много талантов. Он очень продвинутый. А другого в ближайшие лет двадцать не предвидится.