Дмитрий Анатольевич зачитал свое первое в жизни президентское послание. В нем он озвучил пожелание "подправить" Конституцию в сторону усиления демократии ("суверенной", разумеется), умеренно побряцал оружием и рассказал, как коррупционеры будут выжигать это зло в своих рядах каленым железом. Присутствующие аплодировали, но тоже весьма умеренно. Видимо, они помнили, что за стоящей на трибуне фигурой президента маячит еще Некто. Пониже рангом, но с не меньшей, а то и большей властью. Возможно, что именно для него так старательно и таскал каштаны из огня нынешний президент. А этот Некто скромно сидел в зале и так же скромно аплодировал.
Самым главным моментом послания и бесценным подарком высшей исполнительной власти, бесспорно, стало увеличение срока президентских полномочий аж до 6 лет. А по уровню демагогии послание, вне сомнения, претендует на пальму первенства среди всего произнесенного ранее и Медведевым, и его предшественником. Но впрочем, обо всем по порядку и припадая к "первоисточнику".
Недвусмысленно поругав Америку за финансовый кризис и грузино-российский конфликт, Дмитрий Анатольевич обозначил наши незыблемые ценности: "Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений. Это свобода – личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная". И так далее… Спотыкаешься взглядом на каждом из приведенных слов. Как может быть ценностями, то, что изо дня в день втаптывается в грязь? В том числе и самой властью.
Дальше – больше. Медведев совсем уж неожиданно обратился к Конституции. Ее положения у нас и в День Конституции не очень-то принято вспоминать. Сам этот праздник уже давно стал обычным рабочим днем, пав жертвой запойных всероссийских новогодних каникул. А тут вдруг главную книгу страны извлекли на свет, сдули с нее пыль и объявили юридической основой многовековой нравственности. И дальше уже все задачи страны фигурировали рядом со словом "конституция".
Нужно иметь определенную политическую смелость, чтобы цитировать Российскую Конституцию в контексте событий, происходящих в стране в последние годы. Или беспредельный политический цинизм в том случае, когда являешься непосредственным исполнителем и отчасти инициатором этих событий. Именно с политическим цинизмом мы, пожалуй, и имеем дело в данном конкретном случае. Если имиджмейкеры собирались обернуть Дмитрия Анатольевича в демократические одеяния, то им это явно не удалось. Думается, не надо обладать особо острым зрением, чтобы убедиться: "король-то голый".
Впрочем, само понятие гражданского общества Медведев трактует довольно своеобразно. Для того чтобы мы осознали это понимание, ему даже пришлось процитировать Столыпина: "Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот". Вот так вот!
Сказанное здорово напоминает старый анекдот, когда пловцам предлагают сначала научиться плавать, а уж потом требовать, чтобы в плавательный бассейн налили воду.
Но ради справедливости надо отметить, что той же Конституцией Медведев и погрозил: "Тем, кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе "легкий" политический капитал, кто настроился на популистскую болтовню, кто хотел бы дестабилизировать общество, чтобы удовлетворить личные амбиции, – советую прочитать Конституцию. Считаю своим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки".
Вы слышали, разного рода "несогласные"? Этот пассаж для вас! Выходит, что все творящееся в стране сейчас и ожидающее нас в будущем происходит "именем Конституции". В вольной трактовке власть предержащих.
Причиной всех проблем президент назвал государственную бюрократию. По словам Медведвева, она "периодически "кошмарит" бизнес – чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль средства массовой информации – чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды – чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому. И так далее". Вот в этом месте так и тянет воскликнуть: "Так это же вы про себя, Дмитрий Анатольевич! Про себя и своего патрона!" И не убавить, не прибавить. Тут бы самое время покраснеть, а еще лучше извиниться и покинуть трибуну. Но это уже фантазии.
А наяву, окончив бичевание государственной бюрократии, Медведев на глазах у публики сделал новое открытие. Оказывается, демократические институты в стране создаются "сверху". И этот процесс продолжается. В качестве иллюстрации пошли предложения. Их было ровным счетом десять. Остановимся только на некоторых из них. Совет Федерации теперь должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Фасад этого странного ответвления законодательной власти решили слегка подновить, не меняя сути.
Роль партий еще более усиливается. Мелкие получат подачки в виде 1-2 мест в Думе. Крупные партии (а может партия?) — еще большую роль в управлении страной. Партии, в частности, должны активнее пробиваться в муниципальные органы. На сегодняшний день, по мнению президента, они там представлены слабо. Но, к слову сказать, и тут есть свои передовики. Например, Мордовия. Там в Саранском городском совете абсолютно все депутаты члены одной партии. Догадались какой? Правильно! Этой!
Забавно прозвучали и предложения о развитии свободы слова. Свобода слова отныне должна быть обеспечена "технологическими новациями". Потому как "уговаривать чиновников "оставить в покое" СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов". Иными словами, свободе слова отвели своеобразную резервацию. Но и там, следует заметить, она не чувствует себя в покое. За ней усиленно приглядывают и пока как недоразвитую "новацию" лишь время от времени беспокоят удивляющими честной народ судебными процессами. Но это только пока. Да и тысячу каналов нет нужды цензурировать. Достаточно десятка или чуть больше политических, с наибольшим рейтингом.
Но главной основой и гарантией роста демократии будет увеличение сроков полномочий президента и Государственной думы до 6 и 5 лет соответственно. Лишь в этом случае "движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным". Тем более что история "знает достаточное количество случаев, когда демократические государства изменяли сроки полномочий органов государственной власти". Правда, Медведев не назвал эти случаи, считая их "общеизвестными". И не уточнил, в какую сторону изменялись эти сроки. Во Франции, например, не так давно срок президентства был сокращен с 7 до 5 лет. Вспомнят ли упомянутые исторические факты граждане России, к которым обращался Медведев, остается загадкой. Остальные "фундаментальные установления" гарант Конституции поклялся хранить и защищать. А изменение сроков, так… мелочь.
Часть послания, посвященная борьбе с коррупцией, прозвучала как общее место. Все это мы уже неоднократно слышали. И мало кто верит, что сами коррупционеры, которых во власти превеликое множество, вдруг ринуться на борьбу с собой. Разве что, в порядке передела собственности.
Очень актуально прозвучала декларация о гуманизации судебной системы. Судам порекомендовали "более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества". И на это есть хорошие и совсем свежие примеры. И тоже из Мордовии. Вообще, эта республика вполне может стать примером будущего демократического устройства страны. Чего стоит, например, голосование на прошедших выборах в Госдуму, когда на отдельных избирательных участках этой республики "Единая Россия" победила с результатом более чем 100 процентов голосов.
Так вот, о Мордовии и не только. Зубово-Полянский районный суд этой республики дважды отклонил прошение об условно-досрочном освобождении бывшего юриста "ЮКОСа" Светланы Бахминой, несмотря на отличные характеристики из колонии и раскаяние. А потом начались игры различных ведомств уже вокруг прошения Бахминой о помиловании. В конце концов, беременную женщину спрятали в больницу, а прошение та отозвала по неизвестным причинам. Адвокатов к Бахминой не пускают якобы по ее же просьбе. Случай невероятный. Прошение о помиловании было на имя Медведева. И он не мог о нем не знать. Хотя бы как ярый поклонник "технологически инновационного пространства" с названием Интернет. Там просьбу о помиловании беременной женщины и матери двоих детей подписали десятки тысяч людей. Но сторонник гуманизации российской судебной системы сам примером гуманности, судя по всему, стать не торопиться.
Следующий год, подчиняясь традиции весь год жить под эгидой заботы об упомянутом социальном институте, Медведев объявил "годом учителя" и "охоты за головами". Под последним термином следует понимать привлечение талантливых людей в науку, а не что-то иное. Хотя кто его знает? У нас всякое бывает. Ну что же? Учителя, так учителя. Уходящий год был "годом семьи", а чему был посвящен позапрошлый год никто и не вспомнит.
Напоследок еще раз побранив Америку, обозначив ответные военные меры и провозгласив здравицу успехам и победам страны, президент закончил послание. Его речь длилась почти полтора часа, и к ее концу Медведев заметно утомился. Видимо, с непривычки. Но привычка подолгу говорить на трибуне – дело наживное. Чего не скажешь о проблемах с совестью.
Свою речь Медведев начал словами: "Уважаемые граждане России!.." Но в свете сказанного им далее возникают серьезные сомнения в том, что нас действительно уважают. Нас и гражданами можно назвать тоже с большой натяжкой. Настоящие граждане так издеваться над собой не позволяют.