Общие соображения
В современном мире внешне, физически победил антифашизм. Но практически, внутренне, идейно победили сталинизм и гитлеризм как моральные нормы политической и общественной жизни, трансформировавшиеся в менее заметные, но такие же порочные формы человеконенавистничества. Главными же следствиями этого "опоганивания" мира стали девальвация человеческой жизни, девальвация свободы, достоинства и моральной автономии личности, а также дискредитация гуманизма.
В этом смысле Путин и вся его компания вполне в ряду со многими его западными коллегами. Просто, на мой взгляд, в России все процессы, особенно после революции семнадцатого года, ставшей катализатором мировой истории, проходят ускоренно. Это тоже надо учитывать…
Кстати, в середине ХХ века в нескольких местах сразу была предпринята попытка остановить процессы разрушения демократии. Тогда появились очень яркие лидеры, которые отстаивали демократию. Я имею в виду Альдо Моро в Италии, убитого ЦРУ с молчаливого согласия советского руководства, Джона Кеннеди, Сальвадора Альенде, М. Л. Кинга, У. Пальме — все вместе они могли изменить ход мировой истории.
Всех нынешних "уродцев", постоянно мелькающих на российском телевидении, объединяет одно: они псевдоимпериалисты, псевдонационалисты, псевдолибералы, псевдокоммунисты, псевдофашисты. Фактически они — псевдолюди. И это серьезно…
Все эти люди свободно манипулируют и жонглируют разными риториками. И поэтому нам с вами трудно привлечь внимание разбросанной, мозаичной, потерянной уже в третьем поколении, думающей части населения, которая, естественно, никому не верит и уже давно никого не слушает.
Я полагаю, что пробудить интерес и внимание той части населения, которая может что-то изменить кардинально, если их собрать и объединить, можно только если все время талдычить чистую правду о том, что их ждет маргинализация, выталкивание на обочину и физическое вымирание в первую очередь.
Ненависть и презрение к человеку, к добру, к свободе, к справедливости и достоинству и есть фашизм, который может быть национальным, социальным или идеологическим. Им все может и закончиться, если мы ничего не изменим.
Ненависть нынешних властей к старой европейской культуре обусловлена страстным желанием выработать новые нормы и ценности совершенно новой культуры. Они надеются, что они начинают новое время и новый отсчет от него! Все это их объединяет.
Сейчас просто неприлично, несовременно и даже дико уважать авторитеты, даже если это авторитеты, освященные тысячелетиями. Они в принципе никого не уважают, и их цель — размыть все понятия и смыслы.
Это уже не богоборчество… это уже практическое уничтожение приоритета сознания, то есть самого человека. Уничтожение личности как идеи.
Что я имею в виду, когда говорю про идеологический фашизм? Я предполагаю, что они хотят научиться вычислять инакомыслие, потому что они абсолютно нетерпимы к самостоятельной критической мысли и постараются уничтожать других людей физически. Пока они только заблокировали им дорогу в элиту. И поэтому в нынешние элиты люди попадают только по отрицательным качествам!
Я считаю, что успех принципиально нового демократического движения должен быть основан на том, чтобы постараться собрать и объединить людей под общей идеологией, в том числе под идеологией возрождения старых моральных и культурных ценностей европейской и русской культуры. Повторяю: иначе нам грозит дальнейшее продолжение путинизма.
При этом надо помнить, что убеждения нельзя строить на отрицании. Убеждать надо через утверждение. Вот, заметьте, Советский Союз и Российская империя в последние тридцать лет своего существования эволюционировали очень быстро в сторону развитого, нормального, европейского общества. А способность к эволюции и есть способность к жизни для государства!
Пусть путинский режим попробует эволюционировать! Это будет, мягко говоря, карикатурно.
Но для следующего этапа развития общества и государства нам безусловно нужны гарантии!
Не только возрождение. Но и развитие, постоянное развитие демократии, которая единственная может быть гарантией от диктатуры, тоталитаризма и авторитаризма.
Должно быть не только наличие прямых тайных всеобщих выборов, честных, как в 1989 году, когда наш народ продемонстрировал полную готовность к демократии. А само развитие демократии. В демократии коренятся все политические свободы, основанные на уважении к человеческой личности и ее праве на автономию.
Хочу подчеркнуть, что любая положительная программа, а равно и приход к власти для ее осуществления, невозможны без полного слома существующей системы, без воспитания народа в демократических, патриотических, гуманистических ценностях, без отказа от манипуляций массовым сознанием и как можно большего отказа от политических технологий через возвращение к ценностям и традициям не только европейской, а прежде всего — русской демократической патриотической интеллигенции.
Новое — это только хорошо забытое старое. Оно невозможно без возвращения авторитета знаний, культуры и истории, потому что великие нравственные перевороты всегда предваряют или сопутствуют взлетам социальной культуры и социальных отношений.
В 1989 году наш народ сделал только первый шаг: он выразил свою волю на выборах, но не сумел выработать механизмы контроля. Все это дало возможность и развязало властям руки для спекуляций. Значит, спасение не только в выборах при свободном волеизъявлении, но и в обязательном контроле.
Партий нет! Поэтому первый законодательный орган после прихода к власти должен быть временным, выбранным по одномандатным округам, все ведущие участники процесса должны иметь право голоса для выработки консенсуса на общенациональном уровне. И еще, первый законодательный орган должен быть под жестким контролем улицы и коррелироваться именно с ней, я имею в виду активную часть улицы, которая выявится в результате демонстраций.
Идеи, способные увлечь за собой массы, — это всегда формула. Формула, соответствующая времени и запросам умов.
У коммунистов в начале XX века это было: "мир — народам, земля — крестьянам, фабрики — рабочим". Придя к власти, они не выполнили ни одно из своих обещаний, именно поэтому та власть не стала демократической.
Так вот. Я считаю, что формула завтрашнего дня следующая: либерализм в политике, социализм в экономике и национализм во внешней политике.
Без этих составляющих позитивной программы демократов я не вижу будущего нашей страны.