Пятая колонка

Главная // Пятая колонка // Навальный и навальнисты. Взгляд из глубинки (Архангельск — Хельсинки)

Навальный и навальнисты. Взгляд из глубинки (Архангельск — Хельсинки)

Юрий Щербачев: Сторонников Навального правильнее было бы называть его фанатами

22.10.2024 • Юрий Щербачев

Осел и морковка. Источник: news.drom.ru

1. Архангельск

Моё сотрудничество со сторонниками Навального началось задолго до создания региональной сети "Штабов Навального" в 2017 году. Как-то раз, возвращаясь со съезда ПАРНАСа в Архангельск, в самолете мы познакомились с делегатами съезда "Партии Прогресса". Они очень переживали, что их партию не регистрируют. Ничего, приободряли их мы, ПАРНАС тоже не регистрировали с 2005 по 2012 год. Хорошие были ребята. Трое из них вступили в нашу областную организацию ПАРНАСа. Я сильно переживал, когда через несколько лет все они уехали из Архангельска. Что поделать, жизнь в провинции оставляет мало перспектив способной молодёжи.

После открытия в 2017 году Штаба Навального в Архангельске стало целых три политические оппозиционные организации: ШН, ПАРНАС и ЯБЛОКО. Мы работали вместе вплоть до выборов в Госдуму 2021 года. Проводили митинги, выпускали совместные заявления, посещали мероприятия и суды друг у друга, совместно поддерживали некоторых кандидатов. Вместе выступали в поддержку экологического протеста против строительства полигона на Шиесе. С 2017 по 2022-й ШН оплатил за меня полдюжины административных штрафов, честно заработанных мною на организованных ими митингах. Я был хорошо знаком со всеми пятью руководителями ШН в Архангельской области, сменившимися за это время. Правда, в 2022 году один из них выступил в суде свидетелем со стороны обвинения по моему делу. Ну что ж, бывает!

Однако, по моим архангельским наблюдениям, у сторонников Навального была одна неприятная черта. Связана она была с их фирменным "изобретением" — "умным голосованием". За два-три месяца до выборов, когда надо было принимать решение о поддержке того или иного кандидата (своих кандидатов у нас, как правило, не было), они исчезали из информационного поля и начинали избегать личных контактов. Как я понимал, им было стыдно и они стеснялись! Стеснялись того, что, в отличие от нас, не могли ни выдвинуть, ни поддержать кампанию ни одного из кандидатов без согласия на то центрального штаба. Они затаивались и ждали, пока последний за пару дней до выборов не сообщит им очередную кандидатуру для УГ. Более того, они сами никогда не могли даже угадать, чья это будет кандидатура. В тех редких случаях, когда в списки попадал вроде приличный человек, они стеснялись того, что не могут поддерживать его в оставшееся до выборов время. И всё это потому, что УГ заточено на то, чтобы тот, кто шёл в гонке вторым, становился первым. Назло кому? Ведь чаще всего и первый, и второй — оба оказывались замечательными мерзавцами...

Но в целом у меня остались положительные воспоминания о моих земляках, сторонниках Алексея Навального. Я поддерживал контакты с некоторыми из них и после разгрома сети их штабов в 2021 году. Но в 2022 году я переехал в Финляндию...

2. Хельсинки

В Финляндии почти все приехавшие российские беженцы объявили себя сторонниками Навального. Как мне они потом объяснили, рядовые финны всё равно не знают никого из других русских оппозиционеров, а фраза "Я за Навального!" позволяет легко объяснить им, почему ты свалился им на шею. Впрочем, за два года мне так и не удалось встретить здесь практически никого из действующих представителей других ветвей российской оппозиции.

Сначала организация сторонников Навального в Финляндии показалась мне сильной, ведь она была зарегистрирована, имела все положенные реквизиты: сайт, Telegram-канал, страницу в ФБ и т.п. В названии этой организации присутствовали слова: "демократическая", "русскоязычных", "в Финляндии", но эмблемой организации и аватаркой их соцсетей служила фотография Навального. Я тоже считал себя "русскоязычным демократом в Финляндии", но идей Навального никогда не разделял. Похоже, я был первым, кто увидел в этом какое-то противоречие. Поэтому с ходу я предложил им убрать фото Навального с аватарки, если они хотят, чтобы в их соцсетях публиковались и сторонники других демократических течений. К моему глубокому изумлению, на следующий же день моя "скромная" просьба была удовлетворена и портрет Навального исчез с их аватарок.

"Как серьезная организация могла так быстро принять столь важное решение?" — недоумевал я. Понимание пришло быстро. Это не организация сторонников Навального в Финляндии. Это организация одного человека, прибравшего в свою организацию сторонников Навального в Финляндии. Откуда пришло понимание? Я обратил внимание на то, что у этой организации нет никаких руководящих или выборных органов, определяющих её политическую линию, например политсовета, исполкома, ревизионной комиссии и т.п., нет фиксированного членства, никогда не проводились собрания или конференции, никто не знает, через какое время переизбирается или назначается руководитель организации и есть ли у него заместитель. С постоянной деятельностью организации можно было связать только одного человека. Вполне в духе Навального. Чем же в суровые военные годы занимались его сторонники в Финляндии?

Тем же, чем и вся остальная "либеральная вата". Осудили вторжение, но долгое время беспокоились и жалели "наших мальчиков". Потом начали жалеть себя и себе подобных. Стонали по поводу заблокированных банковских карт и ругали Запад за ужесточение условий въезда в ЕС. Ратовали за упрощение выдачи туристических виз. Долгое время носились с идеей создания гуманитарных коридоров из РФ в ЕС для военнообязанных ("чтобы Путину некем было воевать") и тем самым "осчастливить" украинских беженок с детьми подселением к ним миллионов молодых здоровых русских парней. Переживали за Дунцову, собирали подписи за Надеждина, собрали толпу у консульства в "Полдник против Путина" и долго потом гордились победой Даванкова над Путиным в отдельно взятой стране, забыв про то, что при этом ещё и помогли "Новым мордам" получить государственное финансирование в РФ. Собирали подписи за петицию назвать парк в Хельсинки именем Навального, зная, что украинцы будут против этого. Пикетировали, требуя закрыть не попавший под санкции завод Норникеля в Финляндии, так и не разобравшись до конца, идёт этот никель с этого завода на броню для российских или для натовских танков.

Ясно, что все вышеперечисленные инициативы никакого успеха не имели и не могли иметь. Эта организация занимается тем, что называется нейтрализацией, выпусканием пара, вовлечением людей в активную и бесполезную деятельность, с доведением их до разочарования из-за отсутствия результатов этой деятельности и, соответственно, потерей интереса и желания заниматься политической деятельностью вообще.

Нами, просителями политического убежища в Финляндии, годами (некоторые больше 7 лет) ждущими рассмотрения просьбы о предоставлении убежища, такая деятельность воспринимается резко отрицательно. Мы считаем, что деятельность этой организации сторонников Навального в Финляндии в глазах её коренных жителей выглядит как неприкрытая реклама и популяризация беженства из России в Финляндию, навязывание финнам своих ценностей и поэтому вызывает у них раздражение. Она сказывается в сторону ухудшения на сроках и результатах рассмотрения просьб всех россиян — просителей убежища. Она не учитывает того обстоятельства, что, по данным "Евробарометра", в Финляндии наихудшее отношение к России среди всех стран ЕС. Финны лучше других помнят и понимают, чего можно ждать от наших соотечественников. Беженцы в ЕС с 2015 года — одно из важнейших оружий Путина, призванное внести раскол в западное общество и тем самым его ослабить.

Для обсуждения этих вышеупомянутых инициатив руководитель организации периодически ездит на различные конференции по Берлинам, Парижам, Брюсселям... Любопытен способ, которым он давно легализует свое право представлять на этих конференциях всех "демократичных" "русскоязычных" "в Финляндии". Если отбросить слово "демократичных", то таковых в Финляндии будет около 100 тысяч человек. "Проголосуйте за меня лайками", — пишет она в их чате (более 300 человек). "Поскольку многие давно не заходят, думаю, 30–40 лайков будет достаточно"! Руководительница этой организации никогда в России не жила и политикой впервые занялась только в Финляндии, после ареста Навального в 2021 году. Почему простая финская женщина вдруг решила сразу и создать, и возглавить единственную массовую политическую организацию русских иммигрантов, никто не знает.

К другим представителям российской оппозиции сторонники Навального в Финляндии относятся либо пренебрежительно, либо агрессивно. На собрание любой новой тусовки может заявиться ч(м)удак из Турку, активнейший участник чата организации. Попросится посидеть, послушать, посоветовать как старший товарищ, потому что сторонник Навального. Но через пять минут будет вмешиваться в ход собрания, советовать, кого надо выбирать, кого не надо. Был случай, опоздав, он требовал, чтобы всё, что "до него", переголосовали заново. А иначе он уйдет. И делал это так эмоционально, что народ чуть не ушёл.

Показательно отношение этой релокантской тусовки навальнистов к просителям убежища. Долгое время они игнорировали их, однако сейчас, когда больше половины просителей ждут уже более двух лет просто того, чтобы их вызвали на первое собеседование в миграционную службу, пришлось реагировать. Сейчас они взяли на себя право торговать (за лояльность?) индульгенциями/рекомендациями в миграционную службу. По какому принципу будут отбирать, непонятно, однако ясно, что противники Навального в этот список не попадут. Иначе бы они начали со сторонника "Артподготовки", который в статусе просителя убежища уже 8-й год. На мой взгляд, сторонник такой же популистской секты, как секта Навального. Тот же массовый ненасильственный протест, только прессовать их начали много раньше и до сих пор прессуют. Но не начинать же с политических противников! И они начали с артиста, который непонятно из-за чего (не из-за мобилизации ли?) в Россию вернуться не может и ждёт убежища в Хельсинки уже аж целых 1,5 года!

Да, чуть не забыл! Не дам себя упрекнуть. Они ещё организовывали митинги и пикеты у посольства за Навального и других политзаключённых, памяти Навального и за других политзаключенных и присоединялись к акциям в годовщину начала войны. Часто пишут политзаключенным. Но совершенно игнорируют российских добровольцев, воюющих на стороне ВСУ... А сейчас уже второй месяц в их чате нет ничего, кроме километровых срачей по невзлингейту...

3. Обобщение

На мой взгляд, сторонников Навального правильнее было бы называть его фанатами. Когда спрашиваешь их о том, кто помог их лидеру достичь вершины своего политического успеха — занять второе место на выборах мэра Москвы, делают круглые глаза. А когда поясняешь, что выдвинул его кандидатуру ПАРНАС, а подписи муниципального фильтра дала "Единая Россия", вообще теряют дар речи. С тех пор больше никаких попыток создания даже временных политических союзов кем-либо со стороны Навального не отмечалось.

В своем большинстве сторонники Навального не являются сторонниками совместных действий или каких-либо объединительных процедур с другими представителями российской оппозиции, к которым относятся либо пренебрежительно, либо агрессивно. Они не склонны к самоорганизации и не могут эффективно действовать без авторитарного лидера. Иначе бы они давно создали структурированную организацию во всех странах, куда в 2022–23 гг. направились потоки российской эмиграции.

Моё отношение к ним резко изменилось после запуска ими в оборот мема "Прекрасная Россия будущего". Дело в том, что большую половину своей жизни я эту самую "Прекрасную Россию будущего" строил. Тогда она называлась "Коммунизм". Для тех, кто не знает, — страна раньше называлась СССР, в ней жил советский народ, который был строителем коммунизма. До сих пор никто не смог объяснить мне, чем ПРБ отличается от "Коммунизма". Как же нужно презирать свой народ, чтобы снова обратиться к ублюдочному большевистскому образу осла, которому для движения вперед нужна вечноудаляющаяся, болтающаяся впереди морковка?

Религиозные секты с примитивной идеологией после исчезновения лидера быстро угасают.

Председатель оргкомитета по созданию организации защиты прав политических беженцев в Финляндии.

Об авторе:

Юрий Щербачев