Самыми обсуждаемыми в январе в российском пространстве оказались две темы: новый фильм "Мастер и Маргарита" и очереди подписантов за Надеждина. Даже находящиеся в эмиграции прямо или косвенно (фильм пока за рубежами недоступен) активно включились и в полемику, и в процесс.
Фильм не видел и обсуждать его достоинства или недостатки точно не собираюсь. Обсуждать сложности или, наоборот, широкие возможности экранизации одного из самых популярных романов, написанных на русском языке в ХХ веке, считаю вообще глупым. Михаил Булгаков действительно создал столь многоплановое как по временным периодам, так и по персонажам полотно, что у режиссера появляется, существует бесчисленное множество прочтений или хотя бы извлечений отдельных сюжетных линий. Сравнивать новый с предыдущими, как постсоветскими, так и зарубежными, вообще бессмысленно. Тем более со спектаклями и прежде всего со спектаклем Любимова-Боровского на Таганке.
Однако одно сравнение, или, если хотите, понимание, представление, даже не видевшего фильм преследует — время и место действия. Действительно, показать, выпустить в прокат его именно сейчас — отличная задумка продюсеров! Почему? Да потому, что при всем обилии и часто ужасе происходящего и в романе, и в жизни одна из самых популярных и запоминающихся глав-сцен романа "Сеанс черной магии" в московском варьете удивительно соответствует текущему моменту.
Толпа ринувшихся за новыми платьями на сцену, хватавших летящие на них купюры, сильно напоминает эйфорию вокруг для многих неожиданно появившегося с экрана телевизоров в качестве "альтернативного, нового" платья, так называемого кандидата тов. Надеждина. Даже явление Ксюши не подымало такой волны, а девушка со связями и не без таланта.
Энтузиазм, почти граничащий с эйфорией, захватил даже эмиграцию, бросившуюся частично срочно выступать со словами поддержки и даже собирать подписи. Хотя очевидно использование их штабом кандидата могло стать только игрой в поддавки с непроницаемым и всесильным Центризбиркомом и его вагоновожатой, бывшей комсомолкой и демократкой. Голову бы отрезало без всякого масла, а так еще может поговорить.
С момента описанной в романе одной из кульминационных сцен прошел почти век, чего в нем только не было, а публика, т.е. электорат, остались прежними, хотя вроде уже даже квартирный вопрос не стоит как минимум в Москве очень остро. Однако вера в бесплатную раздачу нового платья надежды, в денежный дождь, манну небесную и светлое будущее остаются незыблемыми. Ураганом, водоворотом завлекают и затягивают в воронку происходящего, лишая малейших способностей к анализу. Что же, придется спокойно подождать окончания сеанса, массового очередного раздевания и превращения купюр в бумажки.
Продюсеров фильма и выборного процесса это не касается. У них пока точно все будет в порядке, как и у актеров, всегда готовых за приличный гонорар выйти на сцену. Остальным стоит лелеять надежду, что это сеанс серой магии...