В этот раз было не совсем обычное дежурство. Это было дежурство, когда Мемориала ещё не было.
Цветы и сам Мемориал привозят в среду (на всю неделю не хватает дежурных). Примерно в 12:00 Ира и Миша начинают устанавливать Мемориал. Мне пришла идея: прийти на Мемориал до того, как его привезут, и немного подежурить, подождать Иру с Мишей.
Я приехала примерно в 9:30. От того, что оставил Миша, не осталось совсем ничего. Это отдельная история, и я не буду её рассказывать. У меня с собой было две таблички и несколько искусственных цветов. Несколько минут — и Мемориал готов. Да, не очень красивый, но он есть.
Прохожие, нужно сказать, останавливались и реагировали на него примерно так же, как и на большой. Но я хочу рассказать о другом.
Только я начала всё устанавливать, как стоявшая на середине моста машина ДПС поехала, медленно проехала мимо Мемориала и встала на прежнее место — проверили, нет ли у меня крамолы.
Минут через 5 прибежал охранник моста (причём было их двое), посмотрел всё и спросил:
— А где цветы?
Объяснила, что всё приедет позже.
Полиция прошла мимо, но мною пока что не заинтересовалась.
Часа через полтора пара полицейских сменились. Вторая пара полицейских долго стояла у маленького Мемориала, читали, фотографировали. Потом поздоровались со мной и стали расспрашивать про Мемориал и про дежурство. И тут прозвучало от второго полицейского:
— Там написано "выдающийся лидер антивоенного и демократического движения". Как это — "антивоенного"?
Я попыталась объяснить. Но какие-то сомнения у них остались.
Проходит ещё немного времени: идёт ещё пара полицейских. Они долго читают и фотографируют мемориал. Докладывают кому-то:
— Тут плакаты. Тут цветы. Женщина выложила.
Потом подходят ко мне. Просят объяснений по поводу слова "антивоенный". Просят документы. Я достаю паспорт. Они проверяют его. Особое разочарование вызывает место рождения и прописка: и то и другое — Москва. Никакого намёка на Украину в паспорте нет. Какое разочарование.
— Где были эти плакаты? Их недавно ещё не было.
Объясняю, что Мемориалу уже больше 7 лет и таблички с таким текстом стоят уже 7 лет.
Долго кому-то что-то докладывают и уходят.
Приходит Ира. Как она доносит такую кучу цветов, не знаю.
Обычно она с Мишей составляет красивые букеты, но сегодня ей надо идти. Ира уходит. Цветы красиво лежат на асфальте.
Появляется взволнованный полицейский. Смотрит на цветы некоторое время и уходит.
Приходит Миша. Привозит Мемориал. Постепенно разбирает цветы. Я ненадолго ухожу, потом возвращаюсь.
Опять появляются полицейские, и опять их волнует слово "антивоенного". Они опять фотографируют, долго стоят рядом, что-то спрашивают. Мы опять и опять говорим, что этому тексту уже 7 лет и такая табличка стоит всё это время. И опять звонят начальству. Опять-опять-опять.
Уходят. Вроде бы всё.
Приходит Аркадий. Теперь Миша не один. Еду домой.
У меня в сумке большой искусственный подсолнух, который этим утром лежал на Мемориале. Он напоминает Украину, в которой я никогда не была. Украину, в которой идёт война.