"Перед тем, как выступить с последним словом, я бы хотел объявить минуту молчания в память о погибших на этой войне. Я считаю, что каждое публичное событие в России сейчас должно начинаться с такой минуты".
Такие слова звучат в "суде" над главными редакторами студенческого журнала DOXA, и кажется, это невозможно. Минута молчания в официальном учреждении в Москве. Вокруг повисла тишина — минута молчания. И только "судья" пыталась прервать эту памятную тишину.
Через минуту Армен Арамян начал своё последнее слово. Он говорил о страхе: "Страх эффективен, потому что он нас разъединяет. Когда мы объединяемся со своими единомышленниками, мы чувствуем, что вместе мы сильнее, что мы уже не просто отдельные люди, что вместе мы можем больше. А страх снова заставляет нас чувствовать, что мы одни".
И завершение речи: "Главный вопрос нашего поколения — это не просто вопрос о том, как нам оставаться достойными людьми при фашизме. Как совершить правильные поступки и не совершать неправильных. Это вопрос о том, как нам строить солидарность и объединяться в обществе, которое несколько десятилетий беспощадно уничтожалось. "Молодость — это мы, и мы обязательно победим", — такие слова звучат в конце нашего ролика. И правда, кто, если не мы".
И блестящая речь Владимира Метелкина.
Его мама потом несколько раз говорила: "Да, Володя историк. Это речь историка".
"Спустя годы нас будут спрашивать, что мы делали в это время, как мы сопротивлялись происходящему. Нам нужно будет отвечать следующим поколениям. Тем временем репрессии работают: заведено более 200 административных дел и несколько уголовных, придуманы новые статьи под военное время. Юристы справедливо называют это военной цензурой. Власть продолжает пугать нас, намекая на отмену моратория на смертную казнь. Есть те, кто не молчит, но нас мало...
Мы перестали нести ответственность за то, что происходит в нашей стране, и наша страна развязала самую страшную войну в своей истории. Мы должны исправить эти ошибки. Понять, что сейчас нет ничего важнее политики. Политики, понимаемой как участие в собственной жизни, как самоуправление, как готовность взять на себя ответственность, как обеспокоенность тем, что происходит вокруг. Все это — база, на которой нам нужно строить новое российское общество. Бегство в уютные миры частных интересов и потребления в авторитарном обществе привело к страшным последствиям. Это должно закончиться и не повториться больше никогда.
...власть объявила войну мирным людям и сейчас представляет большую угрозу. Но настоящая власть — это мы, и мы обязательно прекратим этот ужас".
И прекрасные речи девушек Аллы Гутниковой и Наташи Тышкевич.
Они все говорили по-разному, но все говорили прекрасно.
И судья, как мне кажется, в ужасе от того, что творится, прерывает прекрасные, очень нужные и очень правильные слова лучшей молодёжи России.
Вокруг суда молодёжь, которая свободна, которая неординарна. Именно эта молодёжь — будущее России. Если не раздавят, если не выдавят из страны, если не закатают всё под каток. Почти весь предыдущий день я провела здесь, около здания "суда", и я в потрясении от этих прекрасных молодых лиц, от того, что они говорят, от того, как действуют.
Пока звучат речи в суде, их выдавливают с территории "суда" за ограду.
Ещё раньше пригоняют немыслимое количество автозаков и прочих полицейских машин.
А в зале "суда" звучат и звучат слова. Но это разные слова. Слова прокурора, который бесцветно, по долгу службы, прочитал некий текст о том, чего не было, и попросил всей четвёрке по два года каждому. Такие же бесцветные слова судьи. Слова страха. Слова невзрачности. Они с прокурором даже внешне похожи.
Ещё звучат слова адвокатов, ссылки на статьи Конституции, на статьи Уголовного кодекса, на статьи международных документов. Блестящий анализ "уголовного дела", когда прокурору нечего возражать. И аналогии с Нюрнбергским процессом, наш Нюрнберг нам ещё предстоит, и дело журналистов DOXA — один из пунктов этого будущего процесса.
Этот день в "суде" заканчивается.
Приговор будет 12 апреля 2022 года в 12 часов.
Выхожу за ограду "суда". Там ждут Люди. Молодые и прекрасные Люди.
И тут известие: Наталью Тышкевич задержали. Задержали прямо на выходе из "суда" по административному делу о какой-то картинке в соцсетях, которая размещена была когда-то давно. Ей грозит административный арест. Замечательные мамы Армена и Владимира едут к Тверскому ОВД, куда увезли Наталью. Я еду с ними.
Около ОВД опять молодёжь. Они знают и умеют всё. Просто потому, что они не боятся.
А мы сидим в кафе и говорим, говорим об их сыновьях.
Такими были эти два дня. Дни между прошлым и будущим.