В отношении восьми лидеров ингушского протестного движения возбуждено уголовное дело о создании экстремистского сообщества и участии в нем. 15 и 16 января 2020 года четверым из них уже предъявлены обвинения, в ближайшее время это ожидает остальных. Правозащитный центр "Мемориал" (ПЦ) считает, что преследуемая цель — обезглавить протестное движение в республике и "преподать урок" другим регионам России. ПЦ принял соответствующее заявление.
Осенью 2018 года Ингушетия показала, что можно мирно и без опасности для правопорядка проводить многодневные многотысячные акции протеста.
Власть не могла это стерпеть, и, когда весной 2019 года протесты в Ингушетии возобновились, началось силовое подавление, аресты, суды над участниками и назначение им колоний.
При этом назначенные сроки позволяют активистам через месяц-два выйти на свободу. В отношении наиболее активных людей власть пошла дальше.
На основании поступившего из Центра "Э" ГУ МВД по СКФО рапорта, Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова обвиняют в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ, до 10 лет лишения свободы), а Бараха Чемурзиева, Ахмеда Погорова, Багаудина Хаутиева, Исмаила Нальгиева и Зарифу Саутиеву — в участии в нем (ч. 2 ст. 282.1 — до 6 лет лишения свободы).
В постановлении о возбуждении уголовного дела следователь Евгений Нарыжный утверждает, что Ужахов, Барахоев и Мальсагов, "объединённые между собой политической враждой к действующему на тот период главе Ингушетии Евкурову Ю-Б.Б., с целью его смещения с занимаемого поста создали экстремистское сообщество" — "организованную группу лиц для подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности".
"Экстремистское сообщество" было якобы создано для совершения "преступлений, направленных на применение насилия к представителям власти"
(ч. 1 ст. 318) и для осуществления "руководства некоммерческой организацией, а также участия в ее деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению иных противоправных деяний, а также пропаганды таких деяний" (ч. 2.3 ст. 239 УК РФ) "по мотивам политической вражды". В постановлении прямо не названа некоммерческая организация, но неоднократно упомянут "Совет тейпов ингушского народа".
По утверждению следователя, в созданное экстремистское сообщество в разное время вошли Чемурзиев, Погоров, Хаутиев, Нальгиев, Саутиева и другие лица, причем "формами и методами деятельности экстремистского сообщества являлись планирование, подготовка и организация массовых мероприятий, в том числе несанкционированных, создание видеообращений к неограниченному кругу лиц, включающему в себя в том числе жителей Республики Ингушетия, и распространение их в сети Интернет, побуждение граждан к совершению противоправных действий, воспрепятствования законной деятельности представителей власти".
В качестве примеров "преступных деяний" следователь приводит призыв Ужахова совместно с другими лицами к проведению митинга 4 октября 2018 года,
видеообращение Барахоева с требованием к депутатам Народного собрания Ингушетии о принятии участия в "Шариатском суде" 15 декабря 2018 года и его участие в этом суде, объявление Ужаховым, Барахоевым и Мальсаговым вечером 26 марта 2019 года участникам согласованного митинга "о бессрочном характере митинга", а также распространение ложных сведений о скором получении разрешения о пролонгации митинга.
"Мемориал" считает новое уголовное дело незаконным, необоснованным и политически мотивированным, направленным на подавление законной общественной активности, прав и свобод не только жителей Ингушетии, но и граждан России в целом.