Мы уже писали ранее о конференции, которая состоялась в Москве и была посвящена статье 282 УК РФ. В нынешнее время по этой статье "шьются" дела за репост какой-нибудь статьи или картинки, которая "оскорбляет" чьи-то чувства.
Конференция "282: Не верь, не лайкай, не пости" состояла из двух частей. В первой выступали фигуранты дел, адвокаты и доверенные лица. Во второй части конференции был организован круглый стол, на котором эксперты из разных областей предлагали способы решения проблемы. Сложно сказать, насколько удачно у них это вышло. Эксперты разделились на два лагеря: тех, кто считает, что статья должна быть, но мера наказания снижена, и тех, кто считает, что статью нужно исключить вовсе.
Правозащитник Борис Понтилеев, занимавшийся разработкой первоначальной версии 282-й статьи УК "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", заявил, что первоначально статья носила профилактический характер. "Вся концепция заключалась в том, что наказываться будут открытые, явные призывы к экстремистской деятельности. Данное применение этой статьи является злоупотреблением. Появилась даже целая индустрия, на которой зарабатывают следователи и эксперты", — убежден Понтилеев.
Правозащитник считает, что поправки, предложенные Путиным, только усложняют ситуацию, потому что сначала нарушители будут получать административное наказание, а потом, в случае повторного нарушения, их будет очень сложно оправдать, так как будет создаваться административная преюдиция.
"Административное правонарушение всеми воспринимается легко. Поэтому будущих 282-х будет на порядок больше", — высказал свое мнение адвокат Алексей Чернышев.
По мнению рэпера Птахи, всю ответственность должна нести администрация ресурса, куда выкладывается та или иная информация. Его поддержал человек из зала, напомнив про экологическое ведение бизнеса. Например, такое существует в Facebook. Посты удаляются, а аккаунты блокируются.
По итогам собрания была выпущена резолюция. В частности, в ней выдвинули следующие предложения по изменению ситуации с уголовным преследованием за экстремизм:
"1. Устранение противоречия между прямым умыслом и назначением психолого-лингвистической экспертизы. Если нужна экспертиза, значит умысел не очевиден, что означает отсутствие состава преступления.
2. Рассмотрение дел об экстремизме судами присяжных для невозможности использования уголовного преследования за экстремизм как инструмента борьбы с неугодными.
3. Отмена внесения в реестр РосФинМониторинга граждан, привлекаемых по ч. 1 ст. 282 УК РФ.
4. Разделение понятий "терроризм" и "экстремизм" в силу их разной общественной опасности.
5. Учет особенностей работы социальных сетей при лайках и репостах пользовательского контента.
6. Автоматизация подбора экспертных организаций для проведения экспертиз для исключения зависимости исполнителей от заказчиков — следственных органов.
7. Внедрение 4-шаговой системы борьбы с экстремизмом — разъяснение, административный штраф, принудительные работы, уголовное преследование для возможности заблаговременного осознания общественной опасности публикуемого контента".
Организаторы передали документ в общественную палату. Остается надеяться, что эта резолюция может хоть как-то повлиять на нынешнюю ситуацию.