Андрей Андреевич Пионтковский обсуждает возврат украденного "русского триллиона". Теперь же, когда этой проблемой озаботился сам генпрокурор, рискну предложить небольшую инновацию. Дело в том, что во всех хитросплетениях этой проблемы пока не обсуждается следующий вопрос: не захочет ли вдруг кто-либо из россиян оставить денежки там, где они будут и лежать сохраннее, и работать эффективнее — то есть там, где они уже находятся?
Наше правительство с удовольствием восприняло бы любое количество халявного бабла, только вот незадача — деньжищи-то лежат не в нашей юрисдикции. С другой стороны, что будет, если разбудить любого из нас среди ночи и спросить: кому бы ты доверил свои средства — родному государству или Уоррену Баффету с Джеффом Безосом? Вдруг кто-нибудь да не захочет доверить свои денежки генпрокурору с сыновьями или отпрыскам платонов?
В конце концов, не дураки же вывозили все эти мильярды в дальние дали? Да нам просто повезло — огромные деньги толково инвестированы, работают на приумножение капитала. Только пока у граждан нет возможности ощутить этот капитал своей собственностью. А вот генпрокурор это ощущение явно испытывает. Только ничего он не говорит нам, как делить-то будем, типа без вас разберемся, товарищи. А может, все-таки попробуем хотя бы поровну?
Примерный алгоритм вырисовывается следующим образом: под международным контролем конфискованные триллион-полтора поступают в особый фонд по месту их нынешнего нахождения; в России выдаются поименные сертификаты либо на добровольный перевод личной доли гражданина в госбанк для нужд родного правительства, либо на оставление этих денег в зарубежном фонде в качестве личного вклада; фонд продолжает работать как инвестиционный.
Этот триллион дает нам великолепную возможность провести еще одну и, может быть, чуть более справедливую ваучеризацию. Вроде бы, и наш президент когда-то говорил, что надо бы олигархам еще раз доплатить за приватизацию, только вот не уточнил, кому именно пойдет доплата — так может быть, прямо к нам в карман, да еще и в валюте? Но если кого-нибудь такой вариант не устраивает — так это будет добровольный выбор каждого гражданина.
Нехорошо, конечно, вынуждать американских партнеров горбатиться на чужого российского дядю-инвестора, но так уж сложилось. Эта стратегия не пошатнет мировую экономику, да и текущие дивиденды пусть они пока реинвестируют у себя за океаном. Может быть, со временем кто-нибудь захочет вложить в родное государство уже более крупную сумму. А мы тут пока поучимся хорошо себя вести и аккуратно обращаться с денежками.