Первый день последнего летнего месяца ознаменовался для жителей столицы довольно примечательным событием: вступлением в силу закона "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы". Данный закон был принят Мосгордумой по инициативе мэра Собянина. Представители городских властей и провластные СМИ называют закон не иначе как историческим шагом на пути расширения прав местного самоуправления в столице. Помпезно презентованная московским градоначальником так называемая реформа местного самоуправления старательно облизывалась приближенными к городской власти СМИ на протяжении нескольких месяцев и даже сумела удостоиться положительной оценки от некоторых представителей оппозиции.
На самом же деле вступающие в силу с 1 августа изменения в системе управления городским хозяйством носят косметический характер.
Они не затрагивают основ функционирования вертикали власти, выстроенной еще предыдущим мэром Москвы Лужковым в начале 2000-х годов в Москве и во многом опередившей и предвосхитившей выстраивание общероссийского аналога этой вертикали президентом Путиным. По самым важным вопросам, переданным в ведение муниципального собрания, а именно согласованию проектов небольших (до 1,5 тысяч квадратных метров) объектов капитального строительства и выражению недоверия главе районной управы, требуется квалифицированное большинство голосов в две трети от общего числа депутатов муниципального собрания. На практике это означает, что муниципальное собрание сможет заблокировать неудобную жителям стройку или выразить недоверие главе управы только в случае острой политической шизофрении — когда депутаты от "Единой России", имеющей большинство голосов более чем в 90 процентах московских районных собраний, вступят в конфликт с руководством районной управы и префектуры, которые также возглавляют члены "ЕР".
Вне компетенции муниципальных депутатов так и остались вопросы согласования проектов коммерческой застройки, вызывающих наибольшее число конфликтов и протестных выступлений. Муниципальным собраниям передан минимальный перечень полномочий по благоустройству района.
Не решена и самая острая проблема, мешающая становлению полноценного местного самоуправления в Москве, — тотальная дотационность муниципальных бюджетов. От 50 до 80 процентов доходной части бюджетов муниципальных образований в Москве составляют субвенции из городского бюджета (к примеру, в районе Зюзино, где я являюсь муниципальным депутатом, этот показатель составляет 70 процентов). Таким образом, бюджеты московских муниципалитетов по уровню дотационности сопоставимы с бюджетами республик Северного Кавказа, например Чечни или Ингушетии, переживших на своей территории локальные военные конфликты, сопровождавшиеся разрушением инфраструктуры и глубоким экономическим спадом.
Кроме микроскопической налоговой базы в виде небольших отчислений от подоходного налога в муниципальный бюджет, финансовую зависимость муниципалитетов от городского бюджета усиливает полное отсутствие в Москве муниципальной собственности. Все объекты недвижимости, которыми пользуются муниципалитеты, являются безвозмездно переданным имуществом города, которым муниципальные учреждения могут пользоваться только для реализации переданных им полномочий, но не для извлечения прибыли. Поэтому на сегодняшний день муниципальные собрания лишены каких бы то ни было финансовых полномочий, а значит, и стимулов для активной работы в интересах жителей. Как и английской королеве, муниципальным депутатам остается лишь "консультироваться, поощрять и предостерегать" руководство районной управы и префектуры.
Собянинская квазиреформа местного самоуправления удивительным образом еще больше увеличивает зависимость муниципальных бюджетов от городских дотаций. Дополнительные средства на благоустройство районов, которые должны получить муниципальные собрания, также будут являться дотациями из городского бюджета. А это означает две вещи. Во-первых, как уже было сказано, до неприличных размеров увеличится зависимость муниципалитетов от городского бюджета. Во-вторых, московская мэрия получит замечательный приводной ремень в борьбе с неугодными муниципальными собраниями, где оппозиция имеет большинство или хотя бы одинаковое количество мест с "Единой Россией". Эти собрания получат минимальный объем дотаций или вообще останутся без них с формулировкой "поскольку не справляются с работой и занимаются политическим популизмом". Муниципальные собрания и муниципалитеты продолжат оставаться техническими администраторами выделяемых на благоустройство и организацию спортивных соревнований и районных праздников бюджетных средств, в то время как самые главные решения по объему и структуре выделяемых денег останутся в компетенции городского правительства.
Именно с формирования самостоятельной финансовой базы муниципальных образований должна начинаться настоящая реформа местного самоуправления в Москве.
Районные бюджеты должны формироваться за счет налога на имущество и землю, а также доходов от использования муниципальной собственности. После формирования полноценной финансовой базы на муниципальный уровень можно будет совершенно безболезненно передать все полномочия по благоустройству района, капитальному ремонту жилых домов и ряд других полномочий, находящихся сейчас в руках районных управ. Стандартный аргумент столичной мэрии о том, что эти полномочия нельзя передавать муниципальным собраниям, поскольку депутаты не разбираются в вопросах ЖКХ, не выдерживает никакой критики. В обязанности депутатов в первую очередь входит формирование местного бюджета, в том числе определение приоритетных направлений расходования средств: в каком-то районе таким направлением является пресловутое благоустройство дворов, в другом — капитальный ремонт ветхого жилья и реконструкция отдельных кварталов, в третьем — строительство новой поликлиники. Депутаты также должны строго контролировать расходование бюджетных средств и пресекать любые махинации.
Исполнением же местного бюджета должен заниматься муниципалитет, глава которого подотчетен районному собранию (в отличие от главы управы), и другие муниципальные учреждения.
От полноценной реформы местного самоуправления в Москве уже в краткосрочной перспективе можно получить несколько значительных выгод. Во-первых, за счет упразднения управ и префектур, частично дублирующих функции друг друга, будет сэкономлена часть бюджетных средств, которые можно будет направить, например, на развитие системы общественного транспорта или строительство новых поликлиник и детских садов, которых остро не хватает в новых районах. Во-вторых, значительно повысится прозрачность использования бюджетных средств за счет контроля со стороны муниципальных собраний. В-третьих, появление у местных органов власти реальных полномочий и финансовой базы для их реализации приведет к появлению в муниципальных собраниях активных и инициативных представителей гражданского общества вместо существующего сейчас болота из руководителей районных социальных служб и учреждений, послушно одобряющих любые инициативы, поступающие сверху.