Источники в правоохранительных органах распространили информацию о том, что оппозиционера Алексея Навального могут заключить под стражу уже 30 июля, после того, как в СК состоится его допрос в рамках дела о "махинациях" в "Кировлесу". Каспаров.Ru пообщался с юристами, чтобы выяснить, насколько вероятен такой исход событий.
Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов:
Я отношусь к слухам скептически.
Думаю, что эта информация была запущена для того, чтобы запугать Навального, умерить его пыл в отношении Бастрыкина.
Однако я не буду сильно удивлен, если его арестуют. Протест уже "слили", и сейчас власть чувствует себя как никогда сильной. Вполне логично, что Кремлю захотелось "закрутить гайки", в первую очередь, в делах, связанных с яркими оппозиционными фигурами.
Судить с юридической точки зрения о том, насколько правомерен арест Навального по "экономическому" делу, сложно. Однако наше уголовное законодательство предполагает возможность лишить человека свободы при соблюдении определенной процедуры.
Адвокат Николай Полозов:
Юридической оценки этому делу я дать не могу, поскольку не знаком с материалами дела. Но можно с легкостью предположить, что действия следователей обусловлены политическими мотивами. Вообще арест всегда происходит внезапно, о нем никогда не предупреждают заранее.
Я уверен, что такова реакция власти на развернутую Навальным кампанию против главы СК Бастрыкина.
Нынешние суд и следствие — это инструмент политического давления. Власть "раскручивает маховик репрессий", о чем можно судить хотя бы по "Болотному делу". И Навальный со своей активной позицией, безусловно, не может остаться в стороне от происходящего. В сегодняшних реалиях я не исключаю и того, что его могут арестовать.
Адвокат Виолетта Волкова:
Дело против Навального — это акт полнейшего безобразия. Когда шло расследование дела, следователь, действуя по своему усмотрению, не нашел в нем состава преступления. Однако Бастрыкин возмутился, и теперь дело вновь возбуждено, но уже по указке вышестоящего органа.
Вообще "упущенная выгода", фигурирующая в деле, - это не реальный ущерб. Поэтому я искренне не понимаю, как тут можно судить и осуждать. Ясно, что дело "шито белыми нитками".
Статья, по которой могут привлечь Навального, разрешает арест, а также предполагает уголовную ответственность в виде лишения свободы.
Власть "прикрывается" ею как щитом, чтобы "закрыть" одного из лидеров оппозиционного движения.
Дело, безусловно, имеет политическую подоплеку и является ангажированным. Я оцениваю его резко отрицательно. Думаю, что независимое юридическое сообщество со мной солидарно. А Навального вполне могут арестовать, если Кремль, действительно, имеет такие планы.
Адвокат Дмитрий Аграновский:
С точки зрения закона инкриминируемая Навальному статья позволяет лишить его свободы. А если в дело вмешивается политика, то шансы "быть посаженным" за преступление средней тяжести увеличивается в разы.
Но я не думаю, что Навальному грозит арест. Просто власти нужно что-то противопоставить его оппозиционно-разоблачительной активности. К сожалению,
реальность такова, что наше государство боится разворачивать репрессии против видных деятелей и "отыгрывается" на рядовых беззащитных активистах.
В случае же с Навальным в дело могут вмешаться те, чье мнение в экономическом плане очень важно для верхушки. В этом и состоит главное отличие режима Путина от режима Лукашенко. Если у белорусского президента нет активов за границей, то у Кремля они есть и, безусловно, власть боится потерять эти активы.
Адвокат "Агоры" Рамиль Ахметгалиев:
В настоящее время усиливается тенденция в сторону ужесточения отношения власти к активным оппозиционерам. Об этом говорят и недавно принятые законы, и сама правоприменительная практика.
Власти нужен человек - "жертва", известный оппозиционный деятель, лидер, которого можно публично "выпороть". У Навального хорошие задатки, он умеет сплачивать людей, разворачивает масштабные агитпроекты, и поэтому является идеальной "жертвой".
Возобновление уже прекращенного, "дремучего" дела против блогера говорит лишь о том, что в рамках "Болотного дела" против него так ничего и не нашли.
Видимо, власти не удалось добиться от арестованных активистов показаний против оппозиционера. Навального "прошерстили" вдоль и поперек, но выяснилось, что он "чист".
Уже одно указание Бастрыкина вновь возбудить дело и "наказать виновных" говорит о том, что все нынешние действия следствия незаконны. Глава СК допустил прямое нарушение нормы УПК, гласящей, что следователь должен быть независим.
Все эти факты говорят о том, что арест Навального вполне реален.