Оппозиционный "Марш миллионов" в Москве собрал около 100 тысяч человек и закончился жесткими столкновениями участников акции с полицией. Итогом противостояния стали десятки пострадавших и с той, и с другой стороны. В следующие два дня протесты продолжились стихийными акциями по всей столице и задержаниями. Лидеры протеста Алексей Навальный и Сергей Удальцов получили по 15 суток, а на Чистых прудах появился лагерь оппозиции. По мнению опрошенных Каспаров.Ru экспертов, противостояние властей и протестующих радикализуется и к весне может распространиться на российские регионы.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
В этой ситуации есть два пути. Первый, маловероятный, — завтра все возьмет и закончится, оппозиционеры осознают, что неправы. Второй — власти распустят ОМОН.
На самом деле все будет развиваться по второму сценарию.
Понятно, что будет радикализация протеста, начнутся конфликты между оппозиционерами — сторонниками радикальных действии и их противниками, власти попытаются работать с оппозицией.
Власть должна была взять ситуацию под контроль и разработать схему взаимодействия с теми оппозиционерами, кто на это готов. Вместо этого кажется, что власть просто абстрагировалась от происходящего.
В результате верхушка столкнется с маргинализацией оппозиции и ее радикализацией.
Тогда у нас начнется то, что сегодня происходит на Северном Кавказе, со взрывами, на нападениями, с убийствами сотрудников правоохранительных органов.
Тут есть и хорошие новости — возможно, в какой-то момент одна из сторон или обе стороны остановятся. Но думаю, что этого не произойдет.
Татьяна Локшина, правозащитник, заместитель руководителя московского бюро Human Rights Watch:
Ситуация вызывает опасения, в основном из-за использования властями событий 6 мая для ограничивания свободы собраний, которая в последнее время, по крайней мере частично, могла быть реализована в Москве.
Вызывают беспокойство задержания простых прохожих и "белоленточников" 7 мая.
При этом в настоящее время организован лагерь на Чистых прудах, где и активисты и полицейские ведут себя в рамках закона.
Это дает надежду на реализацию оптимистичного сценария, а именно - возможности реализовать мирный протест в этой стране.
Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики:
В любом протесте важна его цель. Нынешние протесты пока выглядят как демонстрация недовольства, но не более того. Целеполагания в действиях протестующих нет. Можно сказать, что на сегодняшний день ощущается недостаток в лидерах оппозиции и отсутствуют четкие политические требования.
Протест станет реальным тогда, когда он примет четкие очертания и начнет следовать своей цели.
Не удивлюсь, если лагерь на Чистых прудах разгонят. Это может привести к радикализации протеста. Столкновения с полицией ужесточатся, в них будет участвовать больше граждан.
Безусловно, сегодняшние события являются важной частью будущих протестов. Можно сказать, что в мае в этом направлении был сделан большой шаг.
Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации:
Социологи уже зафиксировали изменение лица протеста. На акциях стало больше малообеспеченных людей, и даже появились рабочие.
Это протестное движение будет из крупных городов распространяться на остальную Россию. Вопрос в том, когда оно достигнет промышленных зон. Многие считают, что это произойдет осенью, но скорее всего — весной.
Дело в том, что Россия состоит из нескольких частей. Есть Россия мегаполисов, Россия промышленных центров, Россия маленьких городков и дикая Россия. Так вот, управлять Россией, когда тебе не подчиняются мегаполисы — одно удовольствие. А вот управлять Россией, когда тебе не подчиняются мегаполисы и промышленные зоны — невозможно в принципе.
Эта ситуация будет началом того системного кризиса, который уже давно маячит на горизонте. Но не нужно ожидать, что это произойдет сейчас - это будет происходить медленно.
Скажем так, в декабре Путин еще будет иметь возможность съездить на "Уралмашзавод". А вот в июне— посмотрим.