В России 4 марта прошли выборы президента. Уже опубликованы предварительные итоги голосования. Представители кандидатов в президенты дали свою оценку нынешней гонке.
Депутат Госдумы, член "Справедливой России" Илья Пономарев:
"Все происходящее — это вполне предсказуемая попытка узурпации власти, хотя в ином технологическом ключе.
Мы рассчитывали на массовый вброс бюллетеней, однако вместо этого были "отброшены" люди.
Власть еще перед выборами сделала все для того, чтобы создать конфронтацию между различными слоями и социальными группами населения. Путин нашел "доброе слово" для каждого. Последствия "честных" выборов мы сможем наблюдать уже вечером 5 марта на Пушкинской площади. Надеюсь, что акция будет мирной и что на нее соберется как можно больше граждан.
До последнего момента мы надеялись, что власти хватит ума не проводить настолько очевидной фальсификации итогов в пользу Путина. Он должен был приложить усилия к тому, чтобы выборы прошли максимально честно, однако сделал наоборот. Это явно не послужило реабилитации Путина в глазах избирателей.
А вчерашний митинг на Манежной площади в очередной раз доказывает, что власть заранее готовилась праздновать победу.
Миронов поздравил Путина, как честный человек, который понимает объективную разницу между своим результатом и результатом премьера. Однако данный шаг был преждевременным. Партия считает поздравление неуместным еще и потому, что на выборах мы собственноручно вскрыли множество нарушений и фальсификаций. Взять хотя бы отнятую у "СР" победу на выборах мэра в Астрахани".
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, руководитель центрального штаба КПРФ по выборам Иван Мельников:
"Вся двухмесячная предвыборная кампания была проведена властью в сочетании обильного социального популизма в риторике, тотальной информационной диктатуры в СМИ и административного шантажа на низовом бытовом уровне. Под лозунгом о безальтернативности Путина, угрожая народу чуть ли не катастрофой, государственная машина развязала себе руки на любые действия. Поэтому "более 63 процентов", полученных кандидатом от власти, — это не более чем производная подобной философии.
Мы утверждаем: если бы выборы были честными, второй тур был бы неизбежен. А они не были ни честными, ни свободными.
Даже количество сообщений о нарушениях показывает, что эти выборы прошли грязнее, чем декабрьские выборы в Государственную думу.
Крайне важно понимать, что такие нововведения, как размещение веб-камер на участках, были использованы лишь как отвлекающий маневр: 90 процентов фальсификаций происходили за рамками съемочного процесса. Технологи власти верно просчитали, что для "витринной чистоты" выборов достаточно минимизировать грубые ручные вбросы, которые легче фиксируются и вызывают наибольший резонанс.
Однако одновременно были усилены "теневые" механизмы: автобусные "карусели" с голосующими по несколько раз, игры с открепительными, голосования на дому, организованные командные голосования. Число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования составило более 6 миллионов! Чтобы понять, много это или мало, достаточно увидеть, что эта цифра соизмерима с совокупным результатом Владимира Жириновского и Сергея Миронова, а мы хорошо понимаем, что эти важные 6 миллионов использовались преимущественно административно в пользу кандидата власти, только за счет этого ему добавилось до 10 процентов.
Проявились также такие новинки избирательного произвола, как голосование на "дополнительных" участках, куда под разными предлогами не пускали представителей оппозиции, и массовое внедрение наблюдателей с фальшивыми удостоверениями — якобы от других кандидатов.
В течение всей кампании, а также в день выборов власть активно использовала своих карманных социологов и сеть своей агентуры в среде так называемых политологов для продавливания не только нужных цифр, но и нужной трактовки результатов. В то же время картина результатов выборов, в целом распределение цифр, противоречит социологии, политологии и просто здравому смыслу".
Самовыдвиженец бизнесмен Михаил Прохоров дал первый комментарий по итогам выборов в своем штабе:
"Мне кажется, о результатах говорить еще рано. 4 марта выборы не закончились, они только начинаются. На участках было зафиксировано много нарушений, особенно в Санкт-Петербурге, где около 100 моих наблюдателей не были допущены к работе. Та же картина и в Московской области.
Основная проблема этих выборов в том, что установленные на участках камеры не очень эффективны. Они не установлены там, где идет подсчет голосов".
Прохоров отметил, что выйдет на митинг на Пушкинской площади: "Во-первых, я рад, что власть и оппозиция смогли договориться и согласовать место проведения демонстрации. Во-вторых, 5 марта на улицы выйдет и мой электорат.