Смоленский облсуд 15 февраля рассмотрел жалобу на приговор смоленской активистке "Другой России" Таисии Осиповой. Ранее ее осудили на 10 лет колонии по обвинению в наркоторговле. Суд не учел несостыковки в деле, тяжелое состояние здоровья активистки, а также то, что у нее есть малолетний ребенок. Адвокаты Таисии требовали признать ее полностью невиновной, однако суд удовлетворил кассационную жалобу лишь частично.
Поддержать Таисию из Москвы приехали несколько десятков известных блогеров, гражданских и политических активистов и журналистов. Автопробег организовали члены Общества синих ведерок и соратник Осиповой Матвей Крылов, сам недавно чуть не ставший жертвой судебной системы. Корреспондент Каспаров.Ru принял участие в блог-туре и побывал на заседании суда.
Автопробег
Участники автопробега собрались перед зданием Бородинской панорамы около часа ночи 15 февраля. В Смоленск отправлялись 13 машин, и почти все они были заполнены журналистами, активистами "Другой России", друзьями Таисии Осиповой и просто сочувствующими. По машинам в перерывах между интервью всех рассаживал организатор акции Матвей Крылов.
К нам в автомобиль девушка попыталась поставить большую сумку.
— Что это?
— Там крыса, — ответила она, — для Катрины. Белая, с красными глазами. По-моему, ужасно, а она их очень любит. Сумку с крысой водитель поставил на переднее сиденье. Катрина — шестилетняя дочь Таисии Осиповой.
За подготовкой кортежа к старту наблюдали полицейские. На проезжей части стояли две патрульные машины, еще одна делала круги у Бородинской панорамы. Сотрудники, как выяснилось, подумали, что в два часа ночи в Москве планируется политическая акция, но разобравшись в происходящем, решили не вмешиваться.
— А вот и оперативники, — сосед по машине указал на зеленый джип, стоявший в конце колонны участников автопробега. — Тут машина, и еще одна во дворах.
— И что, они с нами в Смоленск поедут?
— Может быть. Хотя я бы на их месте отъехал в область и там нас всех остановил.
Останавливать автопробег московские оперативные сотрудники не стали, но сопровождали колонну в дороге. На заправках, выстроившись в ряд, они снимали мирно беседовавших участников мероприятия. До Смоленска колонна доехала без происшествий.
Суд
В Смоленском областном суде явно не были готовы встретить такое количество прессы и сочувствующих Осиповой. На входе в суд у металлоискателя сразу же образовалась пробка. Зал судебных заседаний был забит полностью — места занимали книгами и шарфами, как в пригородных электричках.
Таисии Осиповой в зале суда не было, она участвовала в заседании по видеосвязи. На экранах мониторов были видны три черные фигуры за решеткой "обезьянника". Таисия Осипова сидела у левого края скамьи. Ее друзья и знакомые до начала заседания нашли в зале место, где она могла их видеть, и передавали ей приветы.
В суде выступили два адвоката — Светлана Сидоркина и Наталья Шапошникова. Речь Сидоркиной показалась судье слишком расплывчатой. "Это не площадь, а зал суда", — отчитала председатель защитницу, говорившую о правах человека и политических преследованиях активистов.
Адвокат Шапошникова была более конкретна. Она заявила, что преследование Осиповой имеет целью оказать давление на ее мужа — активиста "Другой России" Сергея Фомченкова. Сама же осужденная уже шесть лет не имела отношения к политике. Защитник задалась вопросом, почему делом о наркотиках занимались оперативники Центра по борьбе с экстремизмом, то есть аппарат политического сыска.
Шапошникова указала на серьезные нестыковки в деле. По данным биллинговых систем, понятые, которые якобы участвовали в контрольных закупках, находились в те моменты в разных частях города и совсем не там, где эти закупки проводились. Как рассказала адвокат, у следствия нет никаких доказательств того, что Осипова сама употребляла наркотики. Ей не делали смывы с рук, которые могли бы показать, имела ли она дело с наркотическими веществами.
Кроме того, сомнения в добросовестности следствия у защиты вызвал тот факт, что за наркотики Осипова якобы получила три тысячи рублей, а в ее квартире оперативники нашли только пятьсот. Следователи объясняли это тем, что Осипова съела часть суммы, но сама осужденная и адвокаты заявляли, что, употребив внутрь две с половиной тысячи рублей, странно было бы оставлять нетронутой пятисотрублевую купюру.
Ближе к концу заседания двое присутствующих в зале мужчин внезапно вскочили со своих мест.
— Осипова — наркоторговка! — закричал один из них.
Соседка попыталась с криком "Провокатор!" вытолкать мужчину из зала. Судья с явным недовольством остановила беспорядок и потребовала паспорта нарушителей спокойствия. Мужчинам предложили покинуть помещение, и они молча вышли из зала. На просьбу активистки сфотографировать предполагаемых провокаторов председатель коллегии ответила отказом.
После защитников Осиповой слово взял прокурор по фамилии Васильков. Он попросил суд оставить жалобу защиты без удовлетворения, но неожиданно предложил сократить наказание Таисии с 10 до четырех лет.
Он объявил, что за приготовление к сбыту наркотиков Осиповой нужно дать 3 года и шесть месяцев, за попытку сбыта — 4 года с поглощением меньшего срока наказания большим. Как выяснилось из речи Василькова, у прокуратуры после окончания следствия и первого суда внезапно появились вопросы к эпизоду с контрольными закупками.
В совещательной комнате судейская коллегия провела около 20 минут. В это время в зале громко обсуждали демарш прокурорского работника и пытались предугадать, каким будет решение суда. Кричавших в зале мужчин посчитали местными оперативниками-провокаторами из Центра "Э".
Вердикт
В результате судейская коллегия решила отменить приговор Заднепровского суда Смоленска и направить дело на новое рассмотрение в другом составе судей.
"Доводы суда не соответствуют обстоятельствам уголовного дела, а на процессе были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства", — объявила председатель. Двое других членов судейской коллегии молча смотрели на удивленные лица сидевших в зале участников автопробега.
Осипову суд решил оставить под стражей еще на месяц, до 15 марта.
— Вам понятен приговор? — обратилась председатель коллегии к Осиповой. Она, как и весь зал заседаний, слушала решение суда стоя. Две соседки по "обезьяннику" на время приговора отодвинулись от нее и сидели в дальнем углу клетки.
— Да. — Таисия Осипова кивнула и не произнесла больше ни одной фразы до конца заседания. Зал проводил судейскую коллегию аплодисментами.