Впервые за последние пять лет, когда благодаря "Маршам несогласных" всем стало известно о существовании несистемной оппозиции в России, митинг вытесненных из партийного поля борцов с режимом собрал больше участников, чем митинг "Единой России".
Пятого декабря в центре Москвы на площади Революции собралось пять с половиной тысяч сторонников партии власти. Под девизом "Чистая победа" партийцы и собранная по крупицам молодежь из регионов праздновали победу на выборах в Госдуму. Лидер "Молодой гвардии" Тимур Прокопенко очень радовался, что на площади собралось много народа. "Власть наша — в кабинетах, наша и на улицах", — с уверенностью заявил он со сцены митинга.
В это время на Чистых прудах Борис Немцов, Алексей Навальный, Евгения Чирикова, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Илья Яшин и другие с лозунгом "Ваши выборы – фарс!" выступали перед более чем шестью тысячами граждан, поздравлявших "Единую Россию" свистом и криками "Россия без Путина!", "Долой партию жуликов и воров!", "Мы существуем!".
Наверное, впервые с подобного мероприятия людям не хотелось расходиться,
несмотря на дождь, давку и грязевое месиво, в которое превратились клумбы, где стояли те, кому не хватало места на вымощенных тротуарной плиткой дорожках Чистопрудного бульвара. Все были под впечатлением от того, что собралась не пара сотен человек. Каждый, вероятно, решая идти на митинг против фальсификации выборов, не предполагал, что
в этот раз наберется та критическая масса, которая и позволила преодолеть психологический барьер "их много — нас мало" и чувствовать себя комфортно.
Уверенность единороссов в том, что их власть и на улицах, поддерживается теперь только дубинками ОМОНа, который 5 декабря держал весь центр Москвы на осадном положении. 300 задержанных, только по официальным данным, — вот результат желания граждан совершенно законно пройти по тротуарам к зданию ЦИКа. Государственное математическое ведомство, впрочем, стало за несколько часов неприступной крепостью. Здание защищали со всех сторон, предусмотрительно перекрыли к нему все возможные подходы.
Но, пожалуй, самый главный провал "Единой России", только сейчас становящийся очевидным, заключается в утрате молодежной аудитории, которую партийным агитаторам удавалось привлекать на протяжении долгого времени.
Прокремлевские молодежные движения и в этот раз привозили в Москву ребят из регионов — якобы патрулировать улицы. Им оплачивали проезд, питание и обещали за три дня выдать по пять тысяч рублей. Желающих, очевидно, не набралось в том количестве, чтобы создать видимость митинга "победившей" партии. Где те 30 тысяч сторонников, о которых сообщает движение "Наши", и в чьих карманах остались, по всей видимости, бюджетные деньги, выделявшиеся на обеспечение массового завоза?
На митинге оппозиции людей в возрасте до тридцати было в этот раз 80 процентов, и подавляющее большинство пришло на подобное мероприятие впервые.
Кстати, о митинге "Единой России", в отличие от митинга "Ваши выборы фарс", было всего несколько новостей — в основном на сайтах федеральных телеканалов и государственного агентства ИТАР-ТАСС. А вот что по федеральным каналам со ссылкой на тот же ИТАР-ТАСС передавали о митинге оппозиции: "Около 700 человек пришли на митинг на Чистопрудном бульваре. Его организовало движение "Солидарность". Акция разрешена московскими властями".
Алексей Навальный в своем выступлении на митинге напомнил, пожалуй, о самом главном. О том, что у многих возникает мысль: "Ну и что, пришли, помитинговали и разошлись? Покричали и разошлись? Покричали и забыли?" Пятого декабря толпа, которой Навальный задавал эти вопросы, не дослушав, единогласно отвечала: "Нет!"
Хотелось бы, чтобы это "нет" прозвучало еще не раз.